Старец Варнава и обитель в Выксе
Планируя маршрут очередной поездки паломнической службы «С Вятки», мы решили побывать в новом для нас месте — г. Выксе Нижегородской области, что по пути из Дивеево в Муром.
Планируя маршрут очередной поездки паломнической службы «С Вятки», мы решили побывать в новом для нас месте — г. Выксе Нижегородской области, что по пути из Дивеево в Муром. Знали об этом городе с необычным названием только то, что там находится женский монастырь, основанный преподобным Варнавой Гефсиманским, мощи которого почивают недалеко от Троице-Сергиевой Лавры — в Гефсиманском скиту, где мы не раз бывали.
* * *
До X–XI веков на территории современного Выксунского района проживали финно-угорские племена, а с XII столетия эта земля заселялась славянами, особенно в XVI веке после завоевания Казани Иваном Грозным. Название «Выкса» (по реке Выксун) имеет финно-угорское происхождение и в переводе означает «течение, поток». В 1765 году тульские купцы и промышленники Иван и Андрей Баташёвы основали здесь Выксунский железорудный завод. К началу XIX века им принадлежали 15 металлургических и металлообрабатывающих предприятий и огромная территория в 300 тысяч десятин, богатая рудой и лесом, где проживали 25000 человек мастеровых и рабочих, приписанных к заводскому производству.
Через четверть века на территории Приокского металлургического района (Нижегородского Урала), центром которого являлась Выкса, выплавлялось около 30 % чугуна, производимого в европейской части России. Здесь изготовляли различные сорта железа, пушки, ядра, механизмы для текстильной промышленности, топоры, косы, серпы, котлы и так далее. Успешная работа заводов основывалась на прогрессивном опыте металлургической промышленности, внедрении важных технических усовершенствований. В наше время Выксунский металлургический завод — один из лидеров трубного и колёсопрокатного производств в России, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов.
Одним из рукотворных чудес Выксы является уникальная гидросистема прудов. В XVIII веке различные тяжёлые механизмы на заводах Баташёвых: многопудовые молоты, станы, мехи воздуходувок — приводились в движение водяными колёсами. Ещё в 1765 году было определено место для перепруды лесной речки Выксун. Гидросистема строилась почти сорок лет и включала восемь гидроузлов. Каждый из них имел пруд-водохранилище, плотину с прорезями для подачи воды в рабочий ларь, систему лотков, по которым она попадала на колёса. Здесь был применён принцип многократного использования энергии одной и той же речки путём создания на ней каскада прудов.
В самом центре Выксы расположен огромный парк во французско-английском стиле. В XVIII веке он обустраивался по образцу известных парков в Версале и Петергофе, Летнего сада в Петербурге. Главная липовая аллея заканчивается дворцом Баташёвых, построенном в 1760–1770 годах. Сейчас он является музеем, где представлены редкие экспонаты из коллекции братьев-промышленников.
* * *
На общественном транспорте мы добрались до Иверского женского монастыря, который находится на северо-восточной окраине Выксы. Экскурсия по обители началась у памятника преподобному Варнаве Гефсиманскому. Мы узнали, что история Иверского монастыря началась в конце 1863 года, когда послушник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Василий Меркулов с благословения святителя Московского Филарета (Дроздова) прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу и подобрал в близлежащем лесу место для постройки богадельни, которой впоследствии предстояло стать женской обителью.
Будущий старец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян села Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевёз Меркуловых в село Наро-Фоминское под Москвой. Родители Василия отличались терпением и покорностью воле Божией, любили церковную службу и ходили на богомолья по святым местам. Пример их добродетельной жизни благотворно повлиял на ум и сердце отрока Василия, который с детства обнаружил склонность к духовной жизни. Он не по годам был серьёзен, молчалив, молитвенен. Помещик, видя усердие отрока, приказал обучить его слесарному мастерству, к которому Василий имел большую способность. В свободное от работы время он часто бывал в расположенной поблизости от их села Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, где старался помогать по мере сил. В тот период Господь послал ему первого наставника — старца Геронтия, возгревшего в нём устремление к монашеству.
Но поворотным в судьбе Василия стало паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, куда он направился вместе с матерью осенью 1850 года. У мощей преподобного Сергия молодой человек пережил необычное благодатное явление. Спустя годы он вспоминал о нём как о великой радости, неведомой прежде, в миг охватившей его с такой силой, что он решил, если будет на то Божья воля, остаться под кровом обители преподобного Сергия.
В 20 лет, получив родительское благословение (видно, и помещик дал согласие), Василий Меркулов поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры, куда вслед за ним прибыл отец Геронтий, принявший схиму с именем Григорий. Молодой послушник поселился в расположенном в трёх верстах от Лавры Гефсиманском скиту, где его новым духовным наставником стал монах Даниил, строгий постник, подражавший подвигам древних святых, бывший требовательным к себе, но кротким в обращении с другими. Так что послушник Василий учился иноческой жизни у двух старцев.
Схимонах Григорий в конце 1861 года, незадолго до своей смерти, возложил на Василия Меркулова последнее послушание: подъять на себя подвиг старчества, а также устроить женскую обитель в отдалённой и поражённой расколом местности. Этот монастырь станет светочем Православия для заблудших чад Матери Церкви. Сама Царица Небесная укажет место для устроения обители, которую должно освятить в Её честь. Преданный ученик был поражён этими словами старца, устрашился тяжести возложенного на него креста и не мог даже предположить, как удастся ему исполнить это благословение.
* * *
Но вот в апреле 1863 года из села Выксы Нижегородской губернии прибыли на богомолье в Гефсиманский скит благочестивые супруги Кохины, которые обратились за советом к послушнику Василию Меркулову. В беседе с ним паломники неожиданно рассказали о намерении создать женскую православную общину в их местности, населённой старообрядцами. Предполагалось, что со временем община станет монастырём и будет способствовать воссоединению местных жителей-раскольников с Церковью. Супруги Кохины просили Меркулова принять на себя заботу об этом богоугодном деле. Молодой подвижник был поражен явно промыслительным ходом событий и обратился за советом к старцу Даниилу, который рекомендовал начать дело с устройства небольшой богадельни для неимущих вдов и сирот.
Пользуясь большим доверием и уважением множества верующих людей, послушник Василий Меркулов начал сбор пожертвований для начала строительства богадельни. Уже через полгода необходимые средства были собраны. По благословению святителя Московского Филарета (Дроздова) осенью 1863 года Меркулов отправился в Выксу и выбрал под застройку лесной участок в полутора верстах от села. Народное предание говорит, что раньше на том месте в ночное время многократно видели горящие свечи и слышали колокольный звон. 23 октября 1863 года состоялась торжественная закладка первого здания будущей обители, а через год было закончено сооружение деревянного двухэтажного здания с флигелем для 12 сестёр во главе с начальницей Неониллой Честновой. В 1865 году послушник Василий прислал сюда Иверскую икону Богородицы. В честь этого образа впоследствии монастырь и получил своё название.
20 ноября 1866 года послушник Василий Меркулов принял монашеский постриг с именем Варнава, а через шесть лет он был рукоположен в иеромонаха. К тому времени к батюшке приезжали богомольцы со всех концов России, и это побудило наместника монастыря определить для него в качестве места служения и молитвы Пещерный Черниговский скит, уединённое отделение Гефсиманского скита. Отцу Варнаве, пребывавшему в неразвлекаемой молитве, спавшему не более трёх часов в сутки, имевшему попечение о многих людях, монастырях и храмах, Господь даровал прозорливость в отношении не только отдельных лиц, но и всей России и Православной Церкви. Одним из его духовных чад стал юный Василий Муравьёв, который вместе с родителями, крестьянами из Ярославской губернии, совершая паломничество по святым местам, посетил отца Варнаву. Пройдёт время, и этот отрок станет знаменитым столичным купцом и одним из благодетелей Выксунского Иверского монастыря, а уже в советские времена прославится как духовник Александро-Невской Лавры иеросхимонах Серафим, будущий преподобный Серафим Вырицкий.
* * *
А в Иверской богадельне в 1873 году проживало уже более ста человек, и количество ищущих пристанище под её покровом только увеличивалось. В 1874 году определением Синода богадельня получила статус женской иноческой общины, и за четыре года число её насельниц увеличилось вдвое. После завершения основных работ по возведению Иверского собора, осенью 1874 года была произведена закладка величественной четырёхъярусной колокольни, строительство которой закончилось в 1876-м. Автором проекта являлся архитектор И.Ф. Каратаев. Под колокольней были устроены святые врата, над которыми установили Иверский образ Богородицы, именуемый Вратарницей. В 1894 году был надстроен пятый ярус, увеличивший высоту сооружения до 68 метров. 18 колоколов имели общий вес более 32 тонн. В верхнем ярусе помещались часы со звоном, игравшие каждые 15 минут мелодию «Кто тя может избежать, смертный час?».
Наиболее значительным сооружением монастыря стал Троицкий собор, построенный к 1902 году. Автору проекта П.А. Виноградову удалось создать увенчанный пятью главами грандиозный храм площадью более 1400 квадратных метров и высотой до креста в 53 метра. Внутренние отделочные работы продолжались довольно долго, и главный престол во имя Святой Троицы был освящён лишь в 1909 году, а приделы в честь Вознесения Господня и Всех святых — в 1912-м. Отделка металлического иконостаса закончилась только в 1913 году. Собор был летний, не отапливался и мог вместить до 4000 молящихся. Различные металлические литые и кованые детали, ажурные ограды, решётки на окнах, железные плиты на полу являлись неотъемлемой частью архитектурного облика монастырских построек.
Кроме храмов, в обители возвели каменный двухэтажный больничный корпус с Успенской церковью, спроектированный в русском стиле А.П. Белоярцевым, такой же трапезный корпус, кирпичную ограду с четырьмя башнями по углам. Три из них были приспособлены под жильё, а в юго-западной находились паровая машина и водонапорная башня, необходимые для функционирования монастырского водопровода. В обители, общая территория которой составляла около 20 гектаров, имелись дома для священнослужителей, гостиница для богомольцев, рассчитанная на 400 мест, аптека, баня, склады, живописная, золотошвейная и другие мастерские. На скотном дворе содержались 60 голов крупного рогатого скота и 20 лошадей.
В монастыре росли фруктовые деревья, ягодные кустарники, на клумбах благоухали цветы. За пределами обители находились сельскохозяйственные угодья: поля, огороды с парниками, хутора и фермы, обеспечивавшие насельниц всем необходимым. Сёстры заготавливали строительный лес и дрова на участке площадью около 150 гектаров. Там же находилась пасека на 150 ульев и четыре деревянных жилых флигеля. На собственном кирпичном заводе неподалёку от обители изготавливался кирпич для монастырского строительства. Кроме того, в собственности обители находились подворье из двух пожертвованных домов в Москве, а также часовня в честь Иверской иконы Божией Матери в Петербурге.
Успехи в благоустроении монастыря, ставшего одним из лучших в России, можно объяснить только особым покровительством Царицы Небесной, а также тем, что главным трудом сестёр согласно составленному иеромонахом Варнавой правилу была постоянная молитва. Службы совершались каждодневно, без суеты, с неспешным, вразумительным чтением и монастырскими распевами. При этом в обязательном порядке все насельницы должны были участвовать в богослужениях. Отец Варнава говорил сёстрам: «Если не будете молиться, то оправдания не будете иметь!» Инокини с особым благоговением относились к старцу, называли его своим «кормильчиком», ибо он действительно являлся для них кормильцем духовным. Батюшка вёл переписку с насельницами, давая им духовные наставления и советы по благочинию в обители.
Шесть-семь раз в год он приезжал в Выксу, всецело отдавая себя «иверским дочкам». Для него в монастыре построили небольшой дом, где он принимал сестёр. Каждый приезд преподобного Варнавы становился настоящим праздником. Как никто другой, старец мог утешить приходивших к нему за духовным советом и помощью. Он ласково называл всех «сынками» и «дочками», обращался на ты, а ведь среди духовных чад батюшки были архиереи, настоятели монастырей. У него бывал обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и сам Николай II. Сведения о посещении императора отрывочны и кратки. Сохранилось предание, что царь встретился с отцом Варнавой около 1905 года, незадолго до кончины старца, и беседовал с ним о России и её будущем, искал у Божьего человека совета. Батюшка не только подтвердил известное государю пророчество о его судьбе, но и благословил принять эту участь, укрепив в нём волю к несению своего креста.
* * *
Отец Варнава отошёл ко Господу 17 февраля 1906 году, на первой седмице Великого поста. «Как поживёшь, так и умрёшь», — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Старец Варнава по завершении исповеди одной из своих духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения проследовал в алтарь и предал дух свой у престола, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. Похоронили батюшку при большом стечении монастырской братии, духовных детей и почитателей отца Варнавы в подземной церкви Архангела Михаила Гефсиманского скита.
После смерти своего духовника сёстры Иверской обители в буквальном смысле осиротели. Уже после его погребения они неоднократно обращались в Синод с просьбой перезахоронить отца Варнаву в их монастыре. Сам старец при жизни не раз говорил своим духовным чадам, что его могила будет в Выксе. Последний раз с такой просьбой насельницы обратились к святому Патриарху Тихону в 1924 году, но и тогда их просьба была отклонена.
Отец Варнава принадлежал к числу «пророков в Отечестве своём», чей голос далеко не всегда бывал услышан. Он предупреждал о грядущих десятилетиях богоотступничества и гонений на Церковь, но даже в такие моменты ободрял надеждой на последующее возрождение Православия: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят всё и вся, и церкви будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
С приходом советской власти уже в 1919 году Иверский монастырь был закрыт, но до 1928 года монахини, создав сельскохозяйственную артель, проживали на его территории. Первоначально в стенах обители была расквартирована дивизия красноармейцев. В доме отца Варнавы поселился секретарь уездного комитета большевиков М.М. Каганович. После окончания гражданской войны в монастырских зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские. Часть построек использовали под жильё рабочих Выксунского металлургического завода, некоторые здания разрушили. Так, кирпич, оставшийся от уничтоженных в 1925–1929 годах монастырских стен и Иверского храма, пошёл на строительство Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. Были разобраны купола и своды больничной Успенской церкви, а летом 1927 года комсомольские активисты взорвали Троицкий собор. Были уничтожены три верхних яруса колокольни. В 1929 году изуродованный монастырский комплекс стал именоваться посёлком имени революционера Лепсе…
В 1995-м иеромонах Варнава (Меркулов) был прославлен в лике святых, а на следующий год открылась Иверская обитель в Выксе. В её Успенском храме хранятся главные святыни монастыря: чудом сохранившаяся Иверская икона Божией Матери, написанная сёстрами ещё до закрытия обители при советской власти, частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и его епитрахиль. Сегодня в Иверском монастыре проживают 20 насельниц во главе с игуменьей Александрой (Ситниковой) . Здесь с настоящей христианской любовью принимают паломников . Вот и мы побывали в этом чудесном месте, ощутили его молитвенный дух. В конце экскурсии нам показали расписанный на евангельские темы трапезный храм. Интересно, что все монастырские здания относятся к разным архитектурным стилям, что выглядит необычно.
Уезжать из этого святого места совсем не хотелось, но нас ждало посещение ещё нескольких обителей. А в ноябре паломническая служба «С Вятки» планирует новую поездку в Иверский монастырь и в Белбажскую Троицкую обитель, о которой мы рассказали читателям в прошлом номере «Вятского епархиального вестника».
Фото:
- Вятские паломники в Выксе;
- Выксунский Иверский монастырь. Фото начала XX века;
- Прп. Варнава Гефсиманский.
Подготовила Надежда Шаповал По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»
Последние новости
Рабочая встреча по разработке муниципальных правовых актов в Котельниче
Специалисты обсудили порядок регистрации уставов муниципальных образований.
Изменения в региональном законодательстве о поддержке семей с детьми
Новые меры поддержки молодых матерей вступят в силу с 2025 года.
Поздравление с Днем бухгалтера России
Теплые слова в честь профессионального праздника бухгалтеров.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку