Открытие: детский писатель Владислав Крапивин имеет вятские корни!
С Олегом Четвериковым судьба свела меня еще в начале нулевых,
Известный вятский журналист-исследователь Олег Четвериков отыскал вятский след в судьбе родителей детского писателя Владислава Крапивина
С Олегом Четвериковым судьба свела меня еще в начале нулевых, когда я получала второе высшее в МГЭИ. Олег Семенович, в прошлом молодой редактор оричевской "Искры", работал в Комитете по печати Кировской области, а заодним преподавал фотодело на журфаке института. Уже тогда я поняла, насколько это незаурядный человек: он знал о журналистике практически все, потому как был теоретиком и практиком одновременно, а его горящие глаза и активная жизненная позиция вдохновляли нас, пишущих сотрудников районок, на новые, яркие публикации и журналистские расследования. Затем судьба развела нас на долгие годы, но я знала - Олег Семенович по-прежнему верен своим жизненным принципам. Главные из которых: вера, порядочность, ответственность за порученное дело и за тех, кто рядом.
...И вот снова открыла для себя Четверикова с неожиданной стороны. Он начал сотрудничать с альманахом "Герценка: Вятские записки" и публиковать там поистине приключенческие расследования. Одним из таких вот сюжетов стала судьба родителей Владислава Крапивина.
Итак, вкратце. С Ларисой Крапивиной, дочерью писателя, Олега Четверикова связывает почти сорокалетняя дружба. Она ещё с пионерских слётов в Свердловске, а также с преданной любви к книгам Владислава Крапивина. Когда Четверикова призвали в армию, Лариса поддерживала его письмами и присылала самые свежие книги Крапивина с автографом писателя. И вот, в один из недавних приездов в Киров, Лариса побывала у Четвериковых в гостях. За воспоминаниями детства неожиданно возникла тема вятской страницы в жизни семьи Крапивиных. Оказалось, что родители Владислава Петровича Крапивина между Первой и Второй мировой войной жили в Вятке.
А дело было так. Родной отец писателя еще подростком бежал со своей матерью от германских войск из города Вильно (теперь - Вильнюс) в Вятку. Было это в 1915 году. Мама была чистокровной полячкой и приложила все усилия к тому, чтобы на новом месте её сын Петя получил хорошее образование. В итоге он получил специальность делопроизводителя и окончил один курс Вятского института народного образования. В 1923 году Петр Крапивин женился на дочери вятского почтмейс тера Ольге Печёнкиной, у них родились дети Людмила и Сергей. Затем Крапивины неожиданно покинули обжитую Вятку и переехали в далёкую Тюмень. Там и родился у них третий ребёнок – будущий писатель Владислав Петрович Крапивин.
Выходит, Вятка могла бы стать родиной детского писателя! Поэтому не случайно Олега Четверикова заинтересовал вопрос: а что послужило причиной переезда из обжитой Вятки в далёкую Тюмень? Но все было покрыто тайной. Ответ был получен спустя некоторое время благодаря найденным Ларисой записок старшей сестры писателя Людмилы, которая подробно описала в них свои детские годы. Разгадка была такова. Родители Владислава Петровича всю жизнь скрывали, что его отец Петр Федорович был вятским священником, пережил много потрясений. Ему с семьёй пришлось бежать из Кирова от расправы в 1936 году. Документальное подтверждение данного факта Олег Семенович Четвериков нашел в кировских архивах. Выяснилось, что отец писателя Петр Федорович Крапи вин был рукоположен во священника Троицкой церкви с. Филиппово Вятского уезда 10 мая 1925 года и служил там на протяжении 10 лет.
Вот какую характеристику дало Петру Федоровичу Крапивину его церковное начальство. Во-первых, «совершенно трезвый». Во-вторых, «поведения отлично хорошего». В-третьих, «с окружающими его людьми гуманен и уживчив» – чего не всегда встретишь и у нынешних служителей церкви. И самое главное – стремится самообразованием развить в себе дар проповеди.
Из жизни семьи Крапивиных в Вятке, пишет Олег Четвериков, стоит привести два драматических эпизода. Однажды Петр Федорович уличил в денежных махинациях церковного старосту. Тот решил отомстить и сочинил на него донос в губчека. В итоге священника Крапивина арестовали и заточили в вятскую тюрьму. Мама Владислава Петровича каждый день возила отцу продуктовые передачи из села Филиппово в Вятку. Этот факт подтверждается и записью в Книге памяти жертв политических репрессий Кировской области. Из неё следует, что священник с. Филиппово Петр Федорович Крапивин был арестован 30 марта 1932 года вятским оперсектором ОГПУ по Нижегородскому краю. Проходил по статье 58-10 УК РСФСР. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. К счастью, это был не 1937 год, как пишет его старшая дочь Людмила Петровна, «иначе бы мы его больше не увидели». Отсидев в тюремной камере, пока шло следствие, Петр Федорович вернулся домой в Филиппово. Церковным старос той остался тот же нечистый на руку человек...
Спустя несколько лет Петр Федорович Крапивин опять навлёк на себя беду. Его коллега, второй священник церкви села Филиппово, был востер на язык. Отпускал опасные шутки насчёт колхозов, политики Советской власти. Увещевания Петра Федоровича во внимание не принимались. А ведь шли 1930-е годы. Это могло закончиться плачевно для обоих.
И вот тогда Крапивин поехал на приём к вятскому архиерею с просьбой, чтобы тот повлиял на неосторожного священника. Архиерей вдруг рассердился и счёл просьбу Крапивина недостойной. Произошёл конфликт с руководством церкви. В итоге, по-воспоминаниям старшей дочери, расстроенный Петр Федорович вернулся из Вятки обратно в Филиппово, остриг волосы, сбрил с себя бороду и усы и предстал перед своей матушкой и детьми неузнаваемо молодым. Произошло это в 1935 году.
Кстати, добавляет Олег Четвериков, опасения Петра Федоровича оказались не напрасными. В 1937 году в вятской епархии был вскрыт контрреволюционный заговор с самыми суровыми последствиями. А годом раньше семья Крапивиных покинула Вятку (к тому времени переименованную в Киров). Видно, кто-то из знакомых Крапивиных предупредил Петра Федоровича, что ближайшей ночью его арестуют. Чтобы избежать ареста, в ночь накануне ареста семейство Крапивиных бежало из Кирова к своим родственникам в Тюмень. Там и родился будущий писатель Владислав Петрович Крапивин, от которого данная история тщательно скрывалась всю жизнь...
К сожалению, Великая Отечественная война разлучила семью Крапивиных. Петра Федоровича призвали на фронт. По окончанию войны Петр Федорович жил в городе Минске и работал доцентом Минского пединститута имени А. М. Горького. Его жена Ольга Петровна осталась в Тюмени. Была заведующей детским садом. Но их младший сын Владислав любил обоих родителей одинаково. В Тюмени он проживал с мамой и отчимом, к своему отцу в Минск ездил в гости. В завершении своего исследования истории семьи известного детского писателя, О.С.Четвериков пишет:
- Сохранилась фотография юного Славы Крапивина со своим отцом Петром Федоровичем в Минске, который так ни разу и не рассказал своему сыну эту удивительную историю, которая могла бы стать основой сюжетной линии ещё одного интересного романа
Алла ИсаковаПоследние новости
Губернатор Кировской области о развитии региона и перспективах на будущее
Александр Соколов поделился достижениями и планами по улучшению экономики и качества жизни в области.
Прокуроры Кирова посетили центр помощи детям-сиротам
В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям прокуроры провели встречу с воспитанниками центра.
Подготовка к новому учебному сезону в Вятском колледже
Грант на цифровую трансформацию улучшит образовательный процесс.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией