Обращение к душе человека
В октябре исполняется три года с момента создания Ассоциации православных психологов в г. Вятке.
В октябре исполняется три года с момента создания Ассоциации православных психологов в г. Вятке. В связи с этим мы пообщались с её руководителем Ю.П. Санниковой, доцентом, кандидатом психологических наук.
— Юлия Павловна, расскажите, с какой целью была создана Ассоциация и кто является её духовным вдохновителем?
— Ассоциация на данный момент представляет собой сообщество профессиональных психологов, которые, что очень важно, объединены православным мировоззрением. Среди них есть как опытные практикующие психологи, так и те, кто недавно завершил профессиональную подготовку. Создание Ассоциации — инициатива настоятеля Спасского собора г. Вятки иерея Петра Машковцева, который возглавляет Спасский университет, где специалисты Ассоциации, проходя переподготовку по профилю «Православная психология», повышают свою квалификацию. Цель нашей деятельности, если её глобально сформулировать, служение Богу и людям своими талантами, а если более конкретно — оказание качественной психологической помощи всем, кто в ней нуждается. При этом практические приёмы и цели работы психолога не должны входить в противоречие с нашей верой, православным взглядом на душу человека, установленными Богом законами.
— Какие проекты социальной направленности реализованы Ассоциацией за прошедшее время?
— Создана целая сеть психологических гостиных, где оказывается групповая психологическая помощь людям при возможности индивидуального консультирования. У нас существуют договорённости с разными библиотеками, и многие групповые мероприятия проходят именно там. Например, в библиотеке «Маяк» уже три года действует арт-терапевтическая мастерская, где люди, у которых есть вопросы к психологу, получают необходимую помощь. В библиотеке имени А.И. Герцена мы сотрудничаем с «Клубом позитивной психологии».
Сейчас реализуется проект под названием «Путь к истинной свободе». Это цикл встреч, на которых, в частности, будут рассматриваться вопросы борьбы со страстями с точки зрения Православия и психологии. В библиотеке «Благовест» начал работу психологический клуб «Параклит». «Поющие храмы Вятки» — самый известный проект, осуществлённый совместно с миссионерским отделом Вятской епархии, в рамках которого работала школа семейной православной психологии «Семья плюс счастье». Благодаря этому проекту мы вышли в интернет-пространство.
— Каковы планы на новый учебный год?
— Начиная с прошлого года, в фокусе внимания Ассоциации находится психологическая помощь семье: это вопросы, связанные с супружеством, с семейными конфликтами, детско-родительскими отношениями. В первую очередь нужно сказать о школе семейной православной психологии при Спасском соборе. С участниками этого проекта в этом году будет работать уникальный специалист Екатерина Соловьёва, которая является юристом по семейным вопросам, медиатором и психологом. Эта школа — своего рода групповой кабинет разносторонней антикризисной помощи, психологическая служба примирения.
Мероприятия проекта «Школа эффективного родителя», связанного с детско-родительскими отношениями, с октября будут проходить в библиотеке «Маяк». Этой программой занимается Анастасия Зайцева, семейный психолог и многодетная мама. В рамках профилактических мероприятий у нас стартовал цикл семейных экскурсий, появился клуб подвижных и развивающих игр, где родители вместе с детьми могут увлекательно провести время, что также становится фактором укрепления здоровых семейных взаимоотношений.
В социальной сети «ВКонтакте» у нас есть страница «Православная психология на Вятке», где публикуются анонсы различных мероприятий, проводимых Ассоциацией. Там представлена информация о наших психологах, у каждого из которых своя специализация. Что касается финансовой стороны, все групповые тренинги, лекции и семинары у нас бесплатные. В случае индивидуального консультирования первая встреча с психологом также проходит на бесплатной основе, а последующие — по договорённости.
— Оказывает ли Ассоциация поддержку семьям участников Специальной военной операции?
— Наши психологи Лариса Александровна Зорина и Валерий Владимирович Щербина участвуют в президентском грантовом проекте, который называется «Спасательный круг». Его цель — оказание помощи семьям мобилизованных. В рамках этого проекта Лариса Александровна и Валерий Владимирович проводят лекции, беседы, тренинги, индивидуальные консультации, занимаются вопросами адаптации и реадаптации как членов семей мобилизованных, так и участников Специальной военной операции, вернувшихся на родину с полей сражений в отпуск или по иным причинам. Наши специалисты выезжают в районы области. В этой работе также участвует Центр социально-психологической помощи, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса, 47.
— Вы рассказали о школе семейной православной психологии при Спасском соборе. С какими ещё приходами областного центра выстраиваете взаимодействие?
— С храмом великомученика и целителя Пантелеимона в рамках приходского клуба, с церковью в честь Сорока мучеников Севастийских, настоятель которой иерей Сергий Вдовин делает акцент на работу с людьми, страдающими различными зависимостями, а также с их родственниками. Периодически выезжаем на другие приходы, где проводим консультации. Взаимодействуем с вятским духовенством в рамках мероприятий Трифоновских и Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений в Вятке, принимаем участие в Рождественских чтениях в Москве. Мы активно приглашаем батюшек к участию в наших проектах. Наверное, лучший результат достигается тогда, когда тот или иной вопрос раскрывают и психолог, и священник, тогда у слушателей создаётся объёмное видение ситуации. Как правило, взгляд на обсуждаемую проблему с духовной точки зрения и психологической схож. Хотя у духовенства вызывает опасение направленность светской психологии на самоактуализацию, индивидуализацию, эгоцентризм.
— Действительно, современные психологи часто говорят о саморазвитии личности, которое в их понимании отличается от духовного совершенствования, связанного в православной традиции с самоограничением. С разных сторон можно посмотреть и на вопрос планирования. Есть ли смысл по советам различных коучей ставить какие-то задачи, планировать их осуществление по дням, неделям и месяцам? Возможно, верующему человеку правильнее полагаться только на Господа, вспоминая евангельские слова Христа о птицах небесных и полевых лилиях, о том, что и «волос с головы вашей не пропадёт» без воли Божьей? Что Вы как православный психолог думаете об этом?
— Когда приходится сталкиваться с тем или иным феноменом психики, например, если человека необходимо вывести из состояния тревоги, работа большинства специалистов основывается на общих правилах. Однако в зависимости от собственного мировоззрения психологи указывают разные маршруты преодоления сложной ситуации. Конечно, светская психология обладает определёнными техниками, позволяющими вывести человека из того или иного жизненного кризиса, но вопрос заключается в том, к чему это может привести.
Да, развитию личности сейчас придают большое внимание, модно «прокачивать» эту тему. При этом мы знаем, что человек создан по образу Божию и призван к совершенствованию. Разногласие заключается в том, что в светской, популярной психологии человек рассматривается в усечённом виде, не как существо телесно-душевно-духовное, а в лучшем случае как телесно-душевное, поэтому и варианты самосовершенствования, которые предлагаются, касаются только этих двух уровней. А вот духовное делание — молитва, пост, борьба со страстями, милостыня — не берётся во внимание либо подменяется другими «духовными», оккультными практиками, связанными с астрологией, тарологией и так далее, которые лишь отдаляют человека от Истины, вредят ему. А ведь духовность, основанная на вере в истинного Бога, является самым важным при рассмотрении всех жизненных вопросов.
В фокусе внимания православной психологии, несомненно, находится самореализация талантов как одна из целей жизни, но неразрывно связанная со служением Богу и людям, а не самому себе. А в научно-популярной психологии — увеличение размера собственного «я» до «я сам всё благо» и так далее. В православной психологии практикуется видение себя во взаимосвязи с другими, учитывается иной человек, что с ним происходит, как с ним выстраиваются взаимоотношения. Здесь правильная любовь и к себе, и к ближнему, ответственность за спасение своей души, за то, что мной сделано или не сделано, за вклад в социум (а каково ближним рядом со мной?).
Что касается вопроса планирования, думаю, это полезный навык. Мы, пытаясь соответствовать званию соработников Бога, надеемся на Него, но при этом конкретные дела совершаются нашими руками. То есть мы какие-то события планируем, трудимся над их воплощением, но с упованием на волю Господа, с пониманием того, что, если наш план «А» не сработал, то у Бога есть план «В», «С» и так далее, когда нам просто нужно отпустить ту или иную ситуацию. Православный человек смиреннее принимает обстоятельства жизни, которые от него не зависят. Опыт психологической работы свидетельствует, что верующим, даже столкнувшимся с утратой в разных аспектах, легче пережить все этапы случившегося горя, начиная от отрицания, заканчивая принятием, потому что вера и упование на Божий Промысл дают им внутреннюю опору.
— Часто приходится слышать об эмоциональном выгорании представителей таких профессий, как, например, педагоги. Что Вам, преподавателю и психологу, работающему с проблемами многих людей, помогает сохранять душевные силы?
— Мне кажется, если человек пребывает в лоне Церкви, он не очень нуждается в психологах, потому что Сам Господь исцеляет и укрепляет его душу в Таинствах. Причастие Святых Христовых Таин, регулярные исповеди, беседы с духовником, священническое благословение на труды — всё это создаёт огромную стрессоустойчивость. С другой стороны, силы даёт и собственный осознанный выбор, желание принести пользу в той сфере, к которой чувствуешь призвание. Есть такая фраза: «Люби то, что ты делаешь, и делай то, что ты любишь». Поэтому даже внутри Ассоциации мы стараемся распределять деятельность сообразно тому, к чему у человека особенно лежит душа.
— На Ваш взгляд, какая поддержка необходима человеку в современном мире, быстро и непредсказуемо меняющемся?
— Мне кажется, что современному человеку, сталкивающемуся с проблемами в семейных отношениях, с утратой ближних, испытывающему тревогу или одиночество, очень важно помочь в формировании прочных и надёжных жизненных опор, благодаря которым возможно преодолеть разного рода трудности. Одной из таких опор является живая вера. Другая — наша ментальная сфера, мышление, включающие такие процессы, как чтение, восприятие такой информации, которая не будет внутри нас создавать негативную атмосферу, а станет источником, питающим душу.
Поскольку человек является существом телесно-душевно-духовным, то должна быть задействована и физическая составляющая: нашему телу нужен активный отдых, общение с природой, что, несомненно, положительно влияет и на душевное состояние. Важным аспектом является формирование социального окружения, способного поддержать человека: это семья, друзья, единомышленники. Зачастую через творчество мы также находим для себя выход из сложной ситуации. Таковы основные опоры по методу многомерной модели BASIC Ph, применяемой в психологической практике. У нас, православных психологов, главной является вера, и уже далее идёт работа с мышлением, воображением (через творчество), эмоциями, социальными контактами и физической составляющей.
— А как в наш информационный век не чувствовать себя частью гаджета, некой флешкой, едва ли не круглосуточно подсоединённой к компьютеру или планшету?
— Нужно помнить, что современное общество нацеливает человека на потребление огромных объёмов информации, чтобы он постоянно находился в курсе политических и экономических событий, знал о жизни звёзд, появлении различных новинок, сюжетных линиях многочисленных сериалов и так далее. Что делает человек? Берёт гаджет и просматривает новостную ленту, затем переходит к развлекательному контенту, который держит его внимание до тех пор, пока телефон не выпадет из рук в момент засыпания… Поэтому в настоящее время приобретает актуальность сенсорная экология, тенденция, связанная с ограничением поглощения информации. Это может быть, например, фиксирование времени для работы в информационном пространстве.
Важно, чтобы у человека в течение дня была возможность побыть наедине с самим собой, проанализировать собственные мысли, чувства и впечатления. И если часто во время работы с информацией мы настроены на быстроту, кто-то даже изучает технику скорочтения, то можно, наоборот, попрактиковать медленное чтение (читаю четыре слова и вдумываюсь в их смысл), послушать спокойную классическую музыку, даже сбавить темп ходьбы. Идя по улице, можно провести такой мониторинг: вижу ли я небо, деревья, людей, слышу ли шорох листвы, чтобы всё это было не фоном, а значимым для меня объектом, чтобы я мог ощущать жизнь в мгновении, а не отдавать всё своё внимание экрану смартфона? И это замедление предоставит возможность не потеряться сегодня. Природа, общение в семейном кругу, с друзьями и близкими, прогулки с животными тоже помогают выйти из виртуального пространства в реальный мир, в котором нас ждут те, кому мы нужны.
К тому же получаемая нами информация зачастую нагнетает тревожную атмосферу или заставляет нас воспринимать жизнь как полупустой стакан: нам этого не хватает, и того, и третьего… Происходит формирование ложных образцов-идеалов, в погоне за которыми проходит жизнь. Нужно поменять её восприятие, увидеть, как много нам дано, испытать благодарность за всё доброе и удивительное, что происходит с нами.
— Можете привести пример из практики, когда помощь психолога буквально на глазах изменила состояние человека и его жизнь в лучшую сторону?
— Часто бывает, что люди ожидают от психологической помощи моментального чуда. На самом деле это длительный процесс, потому что за любой проблемной ситуацией чаще всего стоят особенности личности человека. Да, один из критериев эффективности консультации — трансформация психологического состояния, то есть когда нуждающийся в психологической помощи пришёл в одном состоянии, а ушёл в другом. Но вопрос в том, как долго оно продлится и нацелен ли человек на то, чтобы воплощать в своей жизни те решения, которые он принял в кабинете психолога. Ведь нередко те или иные паттерны (образцы, шаблоны) поведения формируются годами, и изменить их порой бывает не так-то просто. И всё-таки правдиво выражение, что разделённое горе вдвое меньше горя. Отрадно во время консультации почувствовать, как изменилось к лучшему психологическое состояние человека, что проявляется даже в его внешнем виде. Он начинает более активно контактировать, благодаря совместному анализу видит выход из сложившейся ситуации, с надеждой строит планы на будущее. И это уже хорошо.
Не надо думать, что психологическая помощь — это некое эмоциональное «поглаживание». Часто человеку необходимо понять, что он сам создал проблему. Бывает, что люди приходят к психологу с запросом, который выглядит примерно так: «Они (ребёнок, муж, жена, тёща, свекровь…) виноваты во всём. Как сделать, чтобы они по-другому поступали? Дайте пульт с дистанционным управлением ими». Для такого человека общение с психологом становится настоящим трезвением: появляется новое видение сложившейся ситуации, осознание своей причастности к проблеме. Это тоже важный итог консультационного взаимодействия, который, правда, не приятен для тех, кто пришёл с обвинительным запросом. Но зато появляется возможность измениться самим, исправить своё отношение к ближним, и тогда проблема разрешится или потеряет свою значимость. Вот такой парадокс: пока человек обвиняет других, он не берёт на себя ответственность за сложившееся и не может изменить его. И наоборот: если осознает свою причастность к проблеме, всё можно попытаться исправить.
— Современная психология много внимания уделяет работе с бессознательным, совокупностью психических процессов и явлений, в отношении которых отсутствует контроль сознания. Насколько такой подход допустим с точки зрения православного психолога? Какие направления близки Вам как специалисту?
— Если наша задача — формирование осознанного, ответственного отношения к своей жизни, то человеку важно приобрести некое трезвение. Поэтому мне более близко когнитивное направление, которое работает со словом. Когнитивно-поведенческая терапия предполагает, что у нас в голове есть некие «вредоносные программы», которые поработили наши мысли («соседка меня терпеть не может», «я не сдам экзамен»…). Психолог помогает учиться распознавать эти «программы», работать над корректировкой той или иной установки. Этот подход подразумевает осознанность. На мой взгляд, к православной психологии ближе всего в современной науке направление понимающей психотерапии. Фёдор Ефимович Василюк, православный человек, доктор психологических наук, создал авторскую психотехническую систему — понимающую психотерапию, где работа с людьми направлена на обретение смыслов в парадигме «Я и истинная жизнь».
— И всё же психология — это больше о душе человека («pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа») или о психике (сложное понятие с множеством определений, обобщённо — свойство мозга, субъективное отражение объективной действительности)?
— В православной психологии хочется вести речь о душе. Она будто бы возвращается из изгнания, ведь это слово многие годы игнорировалось в науке. Именно с ней работает психолог, помогая человеку почувствовать, ощутить свою душу и её проявления во взаимодействии с миром. При разговоре со студентами о душе и психике мы проводим интересный эксперимент. В русском языке есть много выражений о том, что делает душа: она ликует, радуется, может съёжиться, спрятаться, уйти в пятки. Когда мы говорим о человеке, можем в двух словах раскрыть его сущность, например: светлая душа, душевный человек. О супругах можем сказать так: «Они живут душа в душу». Описывая встречу, праздник, отмечаем: «Какая там душевная атмосфера!» — и всё становится понятно. Если же слово «душа» заменить на «психику», то получится так: живут психика в психику, психика нараспашку или он психический человек. Уже на слух воспринимаем, что происходит обезличивание, потеря смыслов.
В русской традиции принято обращение именно к душе. Надо отметить, что первые работы по психологии так и назывались, например, трактат Аристотеля «О душе». Но спустя какое-то время психология, можно сказать, потеряла душу, заменила её на психику, а сейчас в течение как минимум двадцати лет наблюдается не только возвращение к душе как к термину, но и возвращение истинных смыслов, обращение к душе человека.
Когда мы говорим о психологии как о науке о душе, мы возвращаем современным людям всё огромное святоотеческое наследие: это творения святых Феофана Затворника, Паисия Святогорца, Игнатия Брянчанинова и многих других. Рада, что сейчас многие священники имеют психологическое образование, активно популяризируют православную психологию и ставят её на служение людям. Здесь могу привести в пример просветительскую деятельность протоиерея Андрея Лоргуса, священника Петра Коломейцева, а также супругов Михаила и Екатерины Бурмистровых. Их взгляд на различные ситуации, основанный на опыте семейной жизни и духовного наставничества, может предотвратить многие психологические проблемы.
— В октябре в Вятской епархии традиционно проходят Трифоновские образовательные чтения, и один из семинаров проводит Ассоциация православных психологов Вятки. Какие вопросы будут рассматриваться?
— В этом году мы снова проводим психологическую секцию, которая будет проходить 22 октября в 11 часов в библиотеке А.И. Герцена. Мы её назвали «Духовное измерение в работе психолога» и считаем, что она может быть интересна как специалистам, так и всем интересующимся этой темой, поэтому вход планируется свободный. Кроме того, 19 октября в 18:00 там же организуем встречу только для населения. Поскольку в этом году тема Трифоновских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», мы нашу площадку назвали «Потери – приобретения». Предполагается провести на ней мастер-класс по фототерапии: листая страницы семейного альбома, анализируя фотографии, мы сможем определить семейную систему, что станет инструментом для улучшения отношений в семье.
— Для кого-то осень — пора вдохновения, а для других она сопровождается унынием, хандрой, даже депрессией. Какое душевное лекарство от подобных симптомов порекомендуете? Что пожелаете в осеннюю пору нашим читателям?
— Подумайте, на что направлено ваше внимание, ведь в окружающем нас мире всегда много прекрасного, доброго и светлого. Кроме того, мне кажется, если у человека есть цель в жизни, если он занимается любимым делом, может быть полезен другим, то скучать и хандрить не придётся. Необходимо соблюдать баланс между трудом и отдыхом, но не всегда полезен лайтовый жизненный режим. В определённые моменты требуется собраться, замотивировать себя на то или иное делание и приложить усилия. Не забывайте, что самый важный момент — то, что происходит прямо сейчас, самое важное дело — то, которое ты делаешь, самый важный человек — тот, который рядом с тобой. Тогда каждое мгновение станет бесценным, а жизнь — наполненной.
Беседовала Лада Баева
Последние новости
Рабочая встреча по разработке муниципальных правовых актов в Котельниче
Специалисты обсудили порядок регистрации уставов муниципальных образований.
Изменения в региональном законодательстве о поддержке семей с детьми
Новые меры поддержки молодых матерей вступят в силу с 2025 года.
Поздравление с Днем бухгалтера России
Теплые слова в честь профессионального праздника бухгалтеров.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований