Непреоборимая защита
Листая дореволюционные издания русской духовной периодики военных лет (то есть за 1914–1917 годы), удивляешься тому, как же мы мало знаем об этой войне.
Листая дореволюционные издания русской духовной периодики военных лет (то есть за 1914–1917 годы), удивляешься тому, как же мы мало знаем об этой войне. А ведь и в ту далёкую, трагическую Первую мировую были свои замечательные победы, свои удивительные герои, свои явления милости Божией. Так же на поля сражений уходили недавние мальчишки; переодевшись в мужскую одежду, поступали в полки и героически сражались за Родину отважные русские девицы; убегали из родительских домов десятилетние отроки и получали за беспримерные подвиги Георгиевские кресты. Уходили вместе с войсками на фронт и представители духовенства. Русских солдат, в большинстве своём вчерашних крестьян, родные и близкие напутствовали молитвой и святыней-благословением, через которую Господь хранил воинов во время смертельной опасности. Об одном из таких случаев свидетельствует рассказ, обнаруженный нами в журнале «Вестник военного и морского духовенства» за 1916 год.
Был вечер петроградского туманного дня в конце сентября 1914 года. С небольшой колокольни Николаевской церкви, расположенной при казармах гвардейского стрелкового полка в центре столицы, раздавался вечерний звон колокола, призывавший солдат к общей братской молитве. Полковой двор был пустынен. По временам по нему пробегали бравые стрелки, суетились мальчики-певчие, спешили женщины и дети из соседних домов, желавшие успеть к началу службы. Вот быстро прошёл в храм прикомандированный к полку высокий, бодрый священник Афанасий.
Немного спустя во дворе появилась большая толпа крестьян, человек 500. Это были запасные, призванные из Яранского уезда Вятской губернии в ряды воинов для защиты нашей Родины от врагов. Оглушённые столичным шумом, сиротливо чувствуя себя вдали от родного уезда, растерянно жались они друг к другу и терпеливо стояли, переминаясь с ноги на ногу. Русские армяки и сермяги, на многих лапти, на голове шапки и капелюхи, а за спинами мешки, — они казались такими чуждыми здесь, во дворе полка, где всё говорило о кипучей военной жизни стрелков.
Впереди этой толпы стоял невысокий, коренастый крестьянин. На груди его на широком шнуре висела большая икона Спасителя. Её внешний вид свидетельствовал о долгом пути. Как потом выяснилось, этот святой образ был передан в благословение от родного города яранцам, призванным на военную службу. Заботливо оберегая его в пути, вместе с ним пришли они в стрелковый полк и теперь, смущённо стоя, не решались внести его в полковую церковь. Бежавший мимо церковник, узнавши об иконе, немедленно доложил священнику. Отец Афанасий тотчас же вышел из храма, приблизился к толпе и, приложившись к святому образу, стал расспрашивать крестьянина Якова Ложкина, откуда икона и кем написана. Обласканный батюшкой, Яков подробно всё рассказал.
Священник возвратился в церковь и предложил собирающимся на богослужение поднять святыни полкового храма и выйти навстречу яранцам. Благоговейно склонившись пред принесённым образом, отец Афанасий взял его и, держа высоко, при торжественном перезвоне колоколов и при общем пении молитвы внёс его в храм и положил на приготовленный аналой. Затем батюшка с тёплой речью обратился к молящимся:
«Сейчас мы приняли в свою среду вот этих русских молодцов. Из далёкого Яранска посланы они своими семьями на защиту нашей Родины. Вместе с благословениями родных наши братья принесли эту святую икону Спасителя, данную им в благословение от их города. С ней они вступили в родной отныне и для них наш стрелковый полк и храм его. Примите же, воины, новых своих товарищей не только с лаской, но и с общей молитвой. Духовные дети мои, вместе помолимся, дабы первый молебен в столице яранцы отслушали в своём полку. А чтобы закрепить связь между прибывшими и настоящими воинами, предлагаю вам, братья, на добровольные пожертвования соорудить прочный киот для этой иконы. Когда начальство двинет полк и в его числе прибывших яранцев на боевые позиции, святой образ в благолепии будет предшествовать тем, коим в благословение он дан».
Начался молебен. Радостно стояли новоприбывшие среди стрелков и горячо молились пред своим образом, осенённым полковыми хоругвями. Ещё так недавно жались они во дворе, сиротливые и смущённые, несмело чувствуя себя в стенах полка. Прошло немного минут, и вот нахлынула любовь общерусская, христианская, встретила их забота полкового пастыря, и стоят сейчас яранцы радостно, чувствуя, что от своих семейств пришли они в такую же родную полковую семью. И здесь, в их храме, лежит святой образ, перед которым там, в далёком Яранске, молились их родные, провожая со слезами своих кормильцев на защиту царя-батюшки и обширной Родины.
Гармонично пел полковой хор, истово совершался молебен и затем торжественное всенощное богослужение, в конце коего, после чтения Евангелия и горячего призыва священника Афанасия, среди молящихся замелькала тарелка, на которую посыпались трудовые копейки как почин на доброе дело — сооружение киота для прибывшего образа Спаса Нерукотворного, Защиты Непреоборимой.
* * *
Прошло два месяца. На полковом дворе заметно необычайное оживление. Суета, казалось, захватила весь полк. Всё было в деле, всё лихорадочно копошилось и трудилось: сегодня маршевая рота в числе 600 человек уходит на боевые позиции. Центр этой роты составляют наши яранцы. Затянутые в военное обмундирование, при полном боевом снаряжении, с винтовками в руках, обученные воинскому искусству, превратились они в тех русских воинов, мужеству и доблести коих ныне дивится весь свет.
По команде выступающая рота быстро выстроилась в боевом порядке с командиром и офицерами батальона впереди, и начался напутственный молебен. Тихо реют в воздухе полковые хоругви, блестит позолота икон, а впереди на аналое в новом киоте — яранский образ. Лик Спасителя благостно взирает на русскую воинскую семью, горячо, с истовой верой молящуюся перед выступлением на защиту Родины и веры православной. Молебен закончился одушевлённым словом пастыря. Кратко разъяснив цель молитвы, отец Афанасий в яркой речи напомнил стрелкам недавнее вступление яранцев в среду полка, историю их образа и, торжественно воздвигнув эту икону, осенил ею всех воинов, коленопреклоненно принявших благословение своего пастыря.
С разрешения командира тот же Яков Ложкин принял от рук священника родной образ и во главе колонны понёс его на вокзал. Стройными рядами прошли стрелки по улицам столицы и на перроне вокзала сгрудились около полковых святынь. Толково, быстро, без излишней торопливости и толкотни наполнился солдатами поезд. Расположивши свои вещи в вагонах, воины окружили отца Афанасия, который тёплой отеческой речью напутствовал их. Что говорилось, о том ведало сердце православного пастыря, чувствовавшее, куда и зачем отправляются его духовные чада. От сердца лившееся слово шло к сердцу солдатскому, и эта братская беседа-напутствие привлекла к себе всех пассажиров вокзала.
Вот прозвучал второй звонок. Стрелки заняли места около вагонов. Раздалась команда «на молитву». Взяв образ Спасителя из рук его охранителя, батюшка высоко поднял его и медленно осенил им готовый к отправлению поезд. Начатая священником молитва «Спаси, Господи» была подхвачена солдатами. Под её пение святая икона была внесена в офицерский вагон и установлена на почётном месте. Заботу о ней в пути по приказанию начальника эшелона принял на себя Ложкин. Закончилась молитва, и после третьего звонка под могучие крики «ура», слившиеся с плачем провожавших и звуками торжественного марша, тихо тронулся воинский поезд. После его отхода долго ещё оставалась на перроне группа провожавших во главе с отцом Афанасием, который с затуманенным от слёз взором крестил удаляющихся стрелков. Так отбыли яранцы со своей великой охраной, родным образом-благословением, на ратный подвиг.
* * *
Стояло октябрьское воскресное утро 1915 года. Также шумел и волновался Петроград, так же звучали гудки автомобилей, звенели звонки трамваев, спешила столичная толпа. В церкви стрелкового полка шла Божественная литургия. На ней причастилось 750 воинов, готовящихся к выступлению на боевые позиции. После Литургии начался обычный воскресный молебен о даровании русскому воинству победы над супостатом. Красивый голос диакона чередовался с громкими, проникнутыми глубокой верой возгласами священника. Все усердно внимали этой молитве в полковом храме, уже много раз видевшем тела доблестных стрелков, жизнь свою положивших в текущую войну за веру, царя и Отечество и здесь получивших последнее целование и почесть. Кончился молебен обычным многолетием, и под звуки его молящиеся стали подходить к кресту. Быстро пустел полковой храм, последним из него направился к выходу отец Афанасий.
На пороге церкви его встретил бравый загорелый стрелок с Георгиевской медалью на груди. «Батюшка, благословите меня после долгой отлучки», — сказал он, протягивая руки для благословения. «Откуда ты, голубчик?» — спросил священник. «Разве Вы не узнали меня? Я — Яков Ложкин, вернулся на поправку с боевых позиций». Приятно удивлённый отец Афанасий расцеловал воина, с большим интересом вступил с ним в беседу, и вот что поведал ему солдат, окружённый тесным кольцом внимательно слушавших его стрелков: «Когда на вокзале мы расстались с вами, батюшка, и с родным полком, я всё время оставался у нашего образа Спасителя, теплил свечу около него. Ехали мы пять дней и высадились на северном фронте недалеко от боевых позиций. Два дня мы шли пешком и остановились на назначенном нам месте. Здесь святую икону по распоряжению начальства я установил около полкового знамени. Явившийся к нам батюшка отслужил молебен, на который собралось около 5000 солдат. Узнавши об образе, они толпами спешили к нам и с радостью лобызали святыню. Близилась ночь. Где мы стояли, там и остались на ночлег. Икону за неимением аналоя утвердили на колышке, вбитом в родную землю. Затеплил я свечку около образа, и тихо мы провели первую ночь под звуки канонады. Всё время днём прибегали к иконе солдаты, чтобы, приложившись к ней, опять возвратиться на своё место. Все благодарили нас, что мы привезли на позиции святыню.
На другое утро мы, сдавши образ на хранение в наш обоз, ринулись в атаку. Бой с австрияком был упорный, горы трупов неприятеля устилали место боя. Господь чудесно хранил нас: в нашей части было убито не более 15 человек и столько же ранено, тогда как австрийцев лежали целые горы. За этот бой я получил Георгиевскую медаль, а затем в скорости заслужил и Георгиевский крест IV степени. Боевая служба наша продолжалась до 7 июля. В течение этого времени мы переходили с места на место. Зимой наш полк смотрел государь император. Во время царского смотра наша святая икона находилась у полкового знамени. Когда началось отступление, был тревожный момент. Мы попали под ураганный огонь противника. Пули жужжали, как мухи, но Господь хранил нас: отбиваясь от сильнейшего врага, мы спокойно отошли в полном порядке, не понеся больших потерь. Здесь я был ранен шрапнелью в голову в трёх местах: два осколка сейчас вынуты, а один ещё ношу в голове. Когда я уходил из полка на поправку сюда, хотел взять с собой святой образ, но ротный командир по просьбе солдат сказал: «Пусть икона останется с нами; чрез неё Господь хранит нас от смерти. Не нужно лишать нас этого великого утешения». Так образ остался на позициях, заботливо оберегаемый всеми. Святыня находится по уставу в обозе, следует за войсками; перед боем и после него пред нею служатся молебны, и солдатики привыкли видеть её около себя.
Сейчас, мысленно пробегая всё прожитое там время, я с верой говорю: велика была милость Господня! Сколько раз мы были в боях, под обстрелом, в атаках и вылазках, и Господь хранил нас. Я приписываю это святыне, бывшей с нами! Мы, яранцы, решили по окончании войны опять перенести этот образ в яранский собор. Там сейчас находится такой же, сооружённый городом перед русско-японской войной. Он был с яранцами в битвах с японцем и по окончании войны поставлен в храме на память потомкам. Мы и решили: когда закончится эта война, около той иконы поставить в соборе и наш образ Спасителя, находящийся ныне на позициях.
Наши солдаты просили меня передать Вам, батюшка, их низкий поклон за проводы и украшение святой иконы. Мы часто вспоминали и встречу, и проводы нас на войну, и часто посылали вам своё русское спасибо за Ваши молитвы, назидания и торжественные проводы». С радостью слушал отец Афанасий бесхитростную беседу обвеянного пороховым дымом Георгиевского кавалера-яранца и с великим удовлетворением убеждался, что сильна вера у русского солдата, которому Господь невидимо сопутствует Своей помощью.
Упомянутый выше храм — Николаевская церковь 3-го лейб-гвардии стрелкового полка в Петрограде, а имя ревностного пастыря, чутко возгревшего искру веры яранцев, — священник Афанасий Алексеевич Воздвиженский.
Подготовили насельницы Владимирского монастыря с. Пиксура
Последние новости
Губернатор Кировской области о развитии региона и перспективах на будущее
Александр Соколов поделился достижениями и планами по улучшению экономики и качества жизни в области.
Прокуроры Кирова посетили центр помощи детям-сиротам
В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям прокуроры провели встречу с воспитанниками центра.
Подготовка к новому учебному сезону в Вятском колледже
Грант на цифровую трансформацию улучшит образовательный процесс.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией