Храму святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Улеш исполнилось 200 лет

12 июля, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Улеш Кикнурского района отметили престольный праздник и 200-летие Петропавловского храма.

12 июля, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Улеш Кикнурского района отметили престольный праздник и 200-летие Петропавловского храма. В 1822 году состоялось освящение его правого придела. В честь юбилея храма делимся материалами по его истории.

***
Год основания села Улеш (Петропавловское) считается 1705, (расположено на реке Кокшага, на тракту из г. Санчурска, на соединении с дорогой из Яранска на Ветлугу (старинный Ветлужский тракт). Именно тогда на берегу реки возвели деревянную холодную церковь, которая считается самой древней церковью на территории нынешнего Кикнурского района.

Жители занимались земледелием, отвоевывая у леса земли под сев зерновых, огородничеством, скотоводством. Были и подсобные ремесла: портняжное, чеботарное, шерстобитное, шорное, овчинное, плотницкое и кирпичное. В селе был завод по выделке кожи.

Шли годы, село ширилось. 13 сентября 1734 года притча с прихожанами ходатайствовали о построении вместо ветхой деревянной холодной церкви, другой деревянной церкви теплой во имя Рождества Христова. Ходатайство уважено и дано разрешение на построение новой церкви. Но в делах Царевосанчурского духовного правления за 1755 год значится по с. Улеш в июне 1755 года Петропавловская деревянная церковь, холодная. Это значит, что новая деревянная церковь по ходатайству от 1734 года построена не была.

Вторая деревянная церковь, теплая, была построена в 1771 году и в этом же году освящена Царевосанчурским протоиереем Иаковом Люминарским с благословения Преосвященного Вениамина Митрополита Казанского в честь святых апостолов Петра и Павла.

В 1791 году село Улеш перечислено из Казанской епархии в подчинении Вятской.

По резолюции епископа Гедеона Вятского 10 августа 1810 года старую, ветхую, церковь, построенную в 1705 году, разрешено разобрать.

Спустя почти 120 лет, в первой половине 19 века, улешцы решили, что пришла пора вместо деревянной церкви возвести каменный храм. В 1812 году прихожане и притч с. Улеш заключили договор на выделку кирпича для храма с крестьянином Т. Яковлевым. В 1815 году, выборный из прихожан деревни Цекеево Сидор Иванов, ходил в Вятку с прошением о разрешении на постройку каменной трехпрестольной церкви в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В сентябре 1815 года выдана храмозданная грамота епископом Вятским Гедеоном: «...церковь строить каменную трехпрестольную и на другом месте».

Подряд на кладку стен и сводов по утвержденному проекту взял на себя мастер С.С. Наумов в 1817 году, а через пять лет, в 1822 году освящен правый теплый придел Казанский с благословения Преосвященнейшего Амвросия, епископа Вятского и Слободского, Царевосанчурским протоиереем Андреем Решетовым.

В этом же 1822 году была выложена и кладбищенская ограда. 14 декабря 1825 года    — освящен левый придел во имя святых апостолов Петра и Павла с благословения Преосвященнейшего Павла, епископа Вятского и Слободского Яранским протоиереем Сергием Куличинским. В 1838 году 12 ноября с благословения Преосвященнейшего епископа Вятского и Слободского Неофита освящен престол холодного храма во имя Рождества Христова, Царевосанчурским Благочинным священником Иоанном Куртеевым.

Строителем каменного храма в селе был священник Андрей Васильевич Зорницын, 1773 года рождения. В с. Улеш служил с 1790 по 1839 гг, 49 лет, из них 12 лет дьячком и 37 лет священником. Построив храм, о.Андрей 27 июля 1839 года вышел за штат, умер в 1841 году.

С 1849 года, после переосвящения храма, вызванного пожаром (1844г.) и последовавшей затем реконструкции трапезной, центральный придел стал именоваться Петропавловским, правый — Казанским, левый    — Рождественским. Указанные работы велись по проекту архитектора И.А. Костарева подрядчиком Е. Клёновым.

С 1 ноября 1873 года открыт Шаптинский приход, в который отошли из Улешского прихода деревни: Шапта, Тимаево, Толшова, Лужан Сола, Б. Шудум, починки: Мулинский и Малошудумский.

В 1873 - 1874 годах по проекту инженера-архитектора А.С. Андреева церковь вновь перестраивается со значительным увеличением ее площадей. Строительство проводилось на средства приходского попечительства по контракту, заключенному с подрядчиком М. Гусевым.

Двадцатое столетие    — особое время в жизни Русской церкви. Это эпоха невиданных гонений за веру. В 1936 году председателям сельсоветов пришло постановление районного исполнительного комитета о снятии колоколов. И полетели колокола с многих церквей района на переплавку.

Не обошла эта участь и Петропавловскую церковь. И скорее всего колокола были сняты.
Из воспоминаний З.П. Зарницыной, кладовщика колхоза:

«Перед войной, в Петров день, ночью коммунисты подогнали трактор, стальным тросом зацепили крест колокольни, но сорвать его не могли - он только немного покосился в сторону. Дежурившие в церкви добровольцы успели выстрелить в воздух. На выстрел сбежались мужики и не дали совершиться злодеянию. С тех пор никто к храму подойти не посмел. Пусть лучше в храме будет склад, но рушить его не дадим, сказали люди».

При непосредственном участии Зои Петровны Зарницыной все иконы из Петропавловской церкви были розданы жителям Улеша и окрестных деревень, а когда храм по прошествии многих лет стали восстанавливать, люди вернули в церковь хранившиеся в их семьях образа.

Церковь закрыли, а отец Алексий, последний настоятель Петропавловской церкви, продолжал совершать требы на дому, умер он уже после Великой Отечественной войны.

7 апреля 1939 года на заседании Президиума Кикнурского РИКа слушали заявление директора Шаптинской МТС, об отпуске для строительства МТС, кулацкого дома в деревне Оленево Санникова А.И., находящегося введении колхоза, а также кирпича с церковной изгороди. Постановили: Ходатайство дирекции Шаптинской МТС удовлетворить.

Так церковную ограду разобрали, а в самой церкви долгие годы под ликами святых хранили что ни попадя    — от гвоздей до химикатов.

Однако, все возвращается на круги своя. Прихожане неоднократно обращались к руководству района с просьбой об открытии церкви, к Святейшему Патриарху всея Руси Митрополиту Крутицкому Николаю, Архиепископу Кировскому и Слободскому Вениамину. Был получен ответ, что как Патриарху, так и Архиерею не предоставлено право открывать церкви. Церковь вновь может быть открыта только органами гражданской власти, а на местах облисполкомом.

Когда в 1989 году по ходатайству прихожан церковь вернули верующим, они взялись ее обустраивать. На собранные деньги купили железо на крышу, снесли сюда хранившиеся по чуланам иконы и церковную утварь. С этих пор храм зажил новой жизнью.

Источник: http://кикнурскаябиблиотека.рф/data/documents/Ulesh.pdf     Фото  

Последние новости

Губернатор Кировской области о развитии региона и перспективах на будущее

Александр Соколов поделился достижениями и планами по улучшению экономики и качества жизни в области.

Прокуроры Кирова посетили центр помощи детям-сиротам

В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям прокуроры провели встречу с воспитанниками центра.

Подготовка к новому учебному сезону в Вятском колледже

Грант на цифровую трансформацию улучшит образовательный процесс.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Дзержинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *