Архиепископ Евсевий (Рождественский) — проповедник, преподаватель, музыкант, мученик

85 лет назад, 5 ноября 1937 года, в Ахпунском отделении Сиблага принял мученическую кончину архиепископ Шадринский Евсевий (Рождественский).

85 лет назад, 5 ноября 1937 года, в Ахпунском отделении Сиблага принял мученическую кончину архиепископ Шадринский Евсевий (Рождественский). В 1920-1921 годах владыка возглавлял Яранское викартатво и временно управлял Вятской епархией.

Профессор Георгий Павлович Ансимов в книге «Уроки отца» вспоминает об архиепископе следующее: «Владыка Евсевий — известный проповедник, музыкант, говорил и переписывался на латыни, французском, итальянском языках, преподавал в академии философию и богословие».

В день 85-й годовщины расстрела архиепископа Евсевия предлагаем познакомиться с его жизнеописанием.

***
Архиепископ Евсевий, в миру Рождественский Евгений Петрович, родился 22 декабря 1886 года в селе Питиме Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1901 году окончил II Тамбовское духовное училище по I разряду, в 1907 году — Тамбовскую духовную семинарию, поступил в Казанскую духовную академию. 11 октября 1908 года принял монашеский постриг с именем Евсевий. 7 декабря того же года был рукоположен во иеродиакона. Во время учебы в академии его духовным наставником был преподобный Гавриил (Зырянов).

Будущий архиерей окончил Казанскую духовную академию в 1911 году со званием кандидата богословия за сочинение "Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова и его историческая судьба при свете древнехристианской письменности." Был оставлен при академии профессорским стипендиатом и рукоположен во иеромонаха. В дальнейшем исполнял должность доцента на кафедре Священного Писания Ветхого Завета.

С 1917 года пребывал в Московском Даниловом мужском монастыре. 8 декабря того года был уволен по болезни от духовно-учебной службы.

7 апреля 1919 года был возведён в сан архимандрита. 15 марта 1920 года был хиротонисан во епископа Яранского, викария Вятской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Москве на Троицком подворье, возглавил патриарх Московский и всея России святитель Тихон. С 19 октября 1920 года до января 1921 года временно управлял Вятской епархией. С 14 сентября 1921 года — епископ Уржумский, викарий той же епархии.

В конце 1921 года был назначен епископом Ейским, викарием Кубанской епархии. Прибыл в Ейск в январе 1922 года. Когда Кубанский епископ Иоанн (Левицкий) перешел в обновленчество, после троекратного увещевания как 1-й викарий объявил архиепископа Иоанна впавшим в новый раскол, взял на себя управление епархией, и вновь организовал епархиальный совет. В мае 1922 года прибыл в Краснодар. Служил в кафедральном соборе великомученицы Екатерины, в Александро-Невском храме и Георгиевской церкви, позднее вернулся в Ейск.

4 января 1923 года был арестован, переведен в Краснодар, содержался при ГПУ. В апреле того же года стал главным обвиняемым на устроенном в Краснодаре показательном судебном процессе по делу "о противодействии изъятию церковных ценностей." На суде держался с большим достоинством, в том числе во время очной ставки с архиепископом Иоанном, который был введен в смущение вопросами владыки Евсевия о причинах церковного разделения. Приговорен ревтрибуналом к 7 годам тюремного заключения. В порядке частичной амнистии ВЦИК этот срок наказания был заменен сроком 3,5 года.

Отбывал заключение в Иркутске. 5 декабря 1925 года был досрочно освобожден.

В феврале 1926 года митрополитом Сергием (Страгородским) был назначен епископом Нижнеудинским, как викарий временно управлял Иркутской епархией. Однако назначенный прежде управляющим епархией Киренский епископ Ираклий (Попов), поддержанный большей частью иркутского духовенства, не признал назначения владыки Евсевия. В сентябре того же года епископ Евсевий подал прошение о выходе на покой.

В связи с назначением 18 ноября 1926 года управляющим Иркутской епархией Охотского епископа Даниила (Шерстенникова), бывшего ранее попечителем Забайкальской и Нерчинской епархии, 22 ноября владыка Евсевий был назначен на Читинскую кафедру. Сразу по получении извещения о назначении подал ходатайство на имя митрополита Сергия об оставлении на покое. Между тем из-за отъезда епископа Даниила в Иркутск в Чите среди православных верующих, лишившихся архиерея, возникло замешательство, к тому же вновь усилили агитацию обновленцы. В силу этих обстоятельств между епископами Даниилом и Евсевием велась довольно резкая по тону переписка. Епископ Евсевий настаивал, что пребывает на покое и занять Читинскую кафедру не может; епископ Даниил полагал невозможным для владыки Евсевия уклонение от исполнения канонических правил. В итоге, 1 февраля 1927 года епископ Даниил по просьбам Читинского епархиального совета согласился взять на себя попечение также и о Забайкальской епархии.

Наконец, после подтверждения назначения на Читинскую кафедру, счёл должным отказаться от прошения об оставлении на покое. 22 октября 1927 года прибыл в Читу и приступил к управлению епархией с титулом Забайкальского и Нерчинского, став первым правящим архиереем епархии при советской власти.

Поначалу проживал в сторожке Градо-Читинского Казанского собора, а затем в доме своего ближайшего друга и соратника протоиерея Николая Любомудрова. Основной задачей было сохранение возрожденной епископом Даниилом епархии в канонической Церкви, чему угрожали как прямые гонения со стороны властей, так и инспирируемые ими действия раскольнических группировок, прежде всего обновленцев.

Владыка сразу постарался обеспечить образовательную подготовку православного духовенства. 7 ноября 1927 года при епископе была создана экзаменационная комиссия, причём программа должна была ориентироваться на новые условия церковной жизни: усилившееся неверие и сектантство. Особо подчеркивалась необходимость для пастыря быть хорошо осведомленным в советском законодательстве о религиозных организациях, чтобы новопоставленные священнослужители "не осложняли взаимоотношений между Церковью и государством, в отношении которого нужно держаться полной лояльности, не касаясь политики ни в проповедях, ни в частных беседах."

Епископ столкнулся с оппозицией части духовенства и мирян Забайкальской епархии. У него периодически возникали трения и даже столкновения с епархиальным советом. Следствием стало распоряжение владыки о прекращении богослужения в Читинском Михаило-Архангельском ("декабристском") храме. Причиной нестроений, видимо, было требование соблюдать канонические нормы в отношениях епархиального совета с правящим архиереем в связи с допускаемыми советом нарушениями.

27 ноября 1927 года епископ Евсевий благословил благочинным размножить текст "Декларации" митрополита Сергия и разослать ее по всем церквам их округов. Недовольства среди духовенства в этой связи почти не было, имелся лишь один случай, когда читинский священнослужитель отказался поминать за богослужением митрополита Сергия, высказавшись в поддержку позиции митрополита Иосифа (Петровых). Во многом это объясняется тем, что епископ Евсевий, проводя в жизнь политику лояльности по отношению к советской власти, был терпим к иным точкам зрения в среде клира и рассматривал заявленный "Декларацией" курс как неизбежный компромисс. Подтверждением является тот факт, что самым близким в Чите к епископу Евсевию человеком был протоиерей Николай Любомудров, известный консервативно-монархическими взглядами и откровенными смелыми проповедями.

До 1928 года в Забайкалье не отмечалось сторонников григорианского раскола, но в 1929 году им был передан Читинский Казанский собор и владыка был вынужден сделать кафедральным Михаило-Архангельский храм - последний в Чите, оставшийся у православных. Через циркулярное письмо затребовал от всех священников епархии письменное подтверждение их подчинения митрополиту Сергию. Хотя власти потребовали отменить это распоряжение, владыка не сделал этого.

Важной заботой правящего архиерея было упорядочение жизни монашествующих, так-как после официального закрытия всех монастырей в 1922 году монашеские общины продолжали существовать полулегально и в конце 1920-х начали разоряться властями. По распоряжению епископа насельницам закрытого Читинского Покровского женского монастыря было предписано носить подобающую их сану одежду, молиться в кафедральном соборе в особо отведенном месте и выполнять иные послушания. На краткий срок при соборе было организовано сестричество, но вскоре владыка был вынужден закрыть его, так-как советские власти сочли его незаконным.

В конце 1929 года был вызван для участия в очередной сессии Временного Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя. 27 февраля 1930 году архиерейский титул был сменён на епископа Читинского и Забайкальского. 27 марта того же года был возведён в сан архиепископа.

16 апреля 1930 года был назначен архиепископом Шадринским, в качестве викария временно управлял Свердловской епархией и Уральской церковной областью.

29 октября того года ввиду окончания сессии был уволен от присутствия во Временном Священном Синоде. Переехал в Свердловск (ныне Екатеринбург), затем в Мариинск.

В октябре 1930 года Читинским оперсектором ОГПУ началась фабрикация дела о "контрреволюционной монархической организации." Обвинение было предъявлено 238 человекам, в том числе многим священно- и церковнослужителям Читинской епархии. Главой организации был объявлен владыка Евсевий. После проведения арестов в Забайкалье по требованию Читинского оперсектора ОГПУ 22 января 1931 года был арестован в Мариинске и 7 февраля отправлен по этапу в Читу.

На следствии отказался признать свою вину. Однако под давлением обвинения, а также из-за ложных показаний против него и ряда клириков Забайкальской епархии, в том числе и во время очной ставки архиерея с завербованным ОГПУ сыном казненного протоиерея Николая Любомудрова Серафимом, владыка посчитал нужным "признать," что о существовании "контрреволюционной организации" знал, но в деятельности ее участия не принимал. 17 ноября 1931 года решением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю приговорен к 10 годам ИТЛ.

С апреля 1932 года отбывал срок заключения в Ахпунском отделении Сиблага (ныне на территории Кемеровской области). Был занят на строительстве Горно-Шорской железной дороги. В лагере служил молебны вместе с другими заключенными священнослужителями.

16 сентября 1937 года был снова арестован по обвинению в создании "офицерско-поповской контрреволюционной фашистско-повстанческой организации," которой он якобы руководил вместе с обновленческим митрополитом Александром Медведевым. Всего по делу проходило 16 священнослужителей. На допросе отказался признать себя виновным, отверг предъявленные ему обвинения в организации "группировки служителей религиозного культа" и ведении "контрреволюционной агитации." 28 октября решением Особой тройки УНКВД по Новосибирской области вместе с другими обвиняемыми приговорен к расстрелу.

Расстрелян 5 ноября 1937 года в Ахпунском отделении Сиблага.     Фото  

Последние новости

В Кирове началась проверка теплых сетей на герметичность

Городская администрация информирует о добавлении красителя в сетевую воду.

Новости Кирова: последние события и обновления

Обзор ключевых новостей из Кирова и Кировской области.

Назначение мировых судей в Кирове одобрено Заксобранием

Депутаты поддержали кандидатуры для назначения на должности мировых судей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ухте, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *