Детство и быт эвакуированных в Киров ленинградских детей

 27 января отмечается 79 годовщина снятия блокады Ленинграда.

К годовщине снятия блокады Ленинграда рассказываем о судьбах детей, вывезенных из города на Неве

  27 января отмечается 79 годовщина снятия блокады Ленинграда. Подвиг, который был совершён жителями города и красноармейцами никогда не должен быть забыт.

Вклад в Победу над нацистской Германией – это общая победа всей страны, всех её жителей от мала до велика. Кировская область не осталась в стороне. В нашем регионе была размещены эвакуированные объекты промышленности, госпиталя, театральные труппы. Отдельно стоит сказать про эвакуированных детей – для них в области было размещено 220 детских домов и интернатов с западной территории Советского Союза. В этих учреждениях нашли себе пристанище более 22 тысяч детей.

Жизнь в стране была крайне тяжёлой, и это, к сожалению, не обошло и детей: скудное питание, скученность, высокая заболеваемость, нехватка персонала, плохое отопление и недостаток одежды. В региональном управлении УФСБ по Кировской области к годовщине снятия блокады Ленинграда изучили свои архивы по данному вопросу. Выяснилось, что тогдашние сотрудники НКВД не оставили без вниманию проблемы детей. Они выезжали в районы области, проводили обследования состояния детских домов, знакомились с работой отделов гособеспечения, изучали возможности оказания помощи особо нуждающимся.

В случае выявления нарушений, виновные лица привлекались к строгой ответственности. В областном комитете ВКП(б) было принято специальное постановление, которое предусматривало практические меры по улучшению продовольственного положения. Например, был такой пункт:

Организовать детские интернаты для необеспеченных   и остро нуждающихся детей фронтовиков, обеспечив их всем необходимым

НКВД ССССР проводило мониторинг состояния детских домов и эвакуированных интернатов.  Благодаря настойчивости, инициативе гражданского населения, в том числе сотрудников Управления НКВД, честно исполнявших свой долг перед обществом, тысячи детей, лишившихся родителей и воспитанных в интернатах, смогли отпраздновать День Победы, получить образование и профессию, выйти в самостоятельную жизнь.

Спасенное детство (Г. Гаврилов)

Прочитал документальную повесть кировского журналиста Виктора Бакина «Детдомовские сороковые» и подумал вот о чем. К сожалению, впечатления детства, да еще по прошествии нескольких десятков лет, становятся отрывочными, непоследовательными и не дают полной объективной картины событий того времени, не могут объяснить нам, как же удалось в условиях жесточайших военных ограничений накормить, согреть, одеть и начать учить почти 70 тысяч детей, оставшихся без родителей, эвакуированных из прифронтовых и временно оккупированных врагом районов. Интерес к этой теме привел меня в областной партийный архив. Старые, уже изрядно потрепанные и пожелтевшие документы, многие из которых и сегодня нельзя читать без волнения или возмущения, поведали о необозримо громадной и труднейшей работе кировчан по спасению этих детей.

Наша область не готовилась к приему такого количества эвакуированных детей. Прибывающие эшелонами детские дома и интернаты вывозились на подсобных средствах в отдаленные села и деревни, где часто размещались в совершенно не подготовленных, непригодных для жизни помещениях. Не было и запасов белья, одежды, обуви. Особенно большие трудности возникли с продуктами, поскольку государственные фонды для эвакуированных детских учреждений не выделялись, а имевшиеся небольшие местные резервы и возможности колхозов вскоре были исчерпаны.

Заведующий облоно в начале 1942 года докладывал:

"...Имеющиеся продовольственные фонды столь незначительны, что не могут обеспечить сколько-нибудь удовлетворительного питания детей. В детских учреждениях в среднем на одного ребенка в день приходится: крупы - 20 гр., мяса - 4,6 гр., масла - 5 гр., сахара - 10 гр., молока - 33-47 гр. (полторы-две столовые ложки), хлеба — 400 гр., овощей  нет совсем. В связи с ухудшением питания дети начали худеть, стали малоподвижными, развился авитаминоз, появились кожные и слизистые заболевания".

Читаю другую справку:

"...Из-за безответственности и халатности некоторых руководителей Зуевского, Фаленского, Просницкого, Слободского и других районов хлеб не завозится по 2-3 дня, месяцами не поступают мясо, рыба, масло, сахар. Дети заболевают дистрофией, туберкулезом, увеличилась смертность. Ряд детских домов из Ленинградской и Смоленской областей размещены в малоприспособленных помещениях и при большой скученности. Подвозка дров для детских учреждений   организована неудовлетворительно и часто они совершенно не отапливаются. В некоторых интернатах Фаленского района дрова не завозились по месяцу. В Ильинском детском доме помещение к зиме не  подготовлено, печи не отремонтированы, стекла и рамы разбиты. В этом же детдоме на 5-6 человек одно полотенце, в результате многие болеют трахомой, глазными заболеваниями".

Чтобы читатель послевоенного поколения хотя бы в самых общих чертах мог представить реальную обстановку тех лет, необходимо пояснить, что в этот период Кировскую область буквально захлестнула волна эвакуированных и беженцев из других районов страны. В течение нескольких месяцев в область прибыло много предприятий, учреждений, учебных заведений, госпиталей. Все квартиры и частные дома были переполнены приезжими, в одной комнате жили по нескольку семей, под общежития были переданы помещения клубов, театров, магазинов. Многие ютились во временных, наспех сколоченных бараках и даже землянках. Не хватало топлива, электричества, нередко операции в госпиталях проводились при свете керосиновых фонарей.

Даже по карточкам не всегда можно было приобрести хлеб. Смерть от голода стала распространенным явлением. Многие рабочие ночевали в цехах только из-за того, что не имели обуви и теплой одежды, в которой могли бы дойти до дому. Колхозы все выращенное, вплоть до последнего зерна сдавали государству. Вся жизнь, работа, помыслы были подчинены  одному общему лозунгу: «Все для фронта, все для победы!».

В этих условиях областной комитет партии находит возможность тщательно разобраться с вопросом о питании в детских учреждениях. Решением бюро обкома организуется движение общественности в помощь эвакуированным интернатам, шефство над ними колхозов и предприятий, при детдомах создаются подсобные хозяйства. Местные промышленные предприятия шьют обувь и одежду, изготавливают оборудование и посуду для детских учреждений. Самые жесткие требования предъявляются к лицам, ответственным за снабжение детей и организацию работы с ними.

Постепенно общими усилиями быт и жизнь в детских домах начинают налаживаться. Так, Санчурский райком партии докладывал в область:           

"...В районе детдома обеспечены продуктами, имеют запасы овощей, содержат скотину. Дровами снабжаются без перебоя. Дети здоровы, бодры, веселы".

Из отчета отдела агитации и пропаганды обкома партии в ЦК ВКП(б):

"Местной промышленностью в 1942 году изготовлено для детей 14000 пар кожаной обуви и 10000 пар валенок. Через потребкооперацию продано на 1,5 млн. рублей промтоваров, расширена в 2,5 раза площадь подсобных хозяйств интернатов".

В 1943 году в области значительно увеличилось число беспризорных и безнадзорных детей, потерявших родителей, отбившихся от своих семей в хаосе эвакуации или просто сбежавших из детдомов, школ ФЗО, с места прежнего жительства. Бездомные, голодные, отчаявшиеся подростки устраивали набеги на огороды, воровали все, что попадет под руку на рынках, в магазинах, в частных домах, объединялись в шайки и грабили прохожих на улицах. Одной из причин увеличения детской преступности было безответственное отношение некоторых руководителей детских учреждений, буквально толкавших своих воспитанников к воровству.

Заведующая роно Верховинского района сообщала в райком партии:

"В  Великорецком детском доме никаких продуктов питания нет. В течение двух месяцев дети получают в обед только жидкий овощной суп, а последние три дня горячей пищи не имели. Детдом дровами не обеспечен. Дети спят в шапках, пальто, обуви, без простыней, под грязными одеялами. На них рваная, грязная одежда. В связи с голодом воспитанники занимаются воровством продуктов питания в колхозе, у населения и даже у самого директора. Целыми днями они бродят в поисках пищи, возятся в помойках, выискивая шелуху от овощей. Ребята систематически бегут".

В июне 1943 года бюро обкома рассмотрело на своем заседании вопрос   «О положении в детских учреждениях области и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью» и обязало секретарей райкомов партии и председателей райисполкомов взять под личную ответственность работу среди детей. В результате тысячи детей были обеспечены кровом и хлебом, спасены от голодной смерти и оторваны от преступной среды.

Но было бы отступлением от правды, утверждать, что во всех созданных детских домах удалось наладить нормальные условия жизни и учебы, особенно там, где судьбы детей зависели от халатных, преступно бездушных людей.

"...В Слободском районе 14 колхозных детских домов, в которых живет 300 человек. Здоровье и жизнь части детей находятся в явной опасности. В Каринском интернате дети истощены до предела, так как получают только 200 граммов хлеба и два жидких супа в день.   В Верховинском районе 20 межколхозных интернатов, в них 1500 детей. В большинстве интернатов дети получают только 300 граммов хлеба. Колхозы почти ничем не помогают. Мяса и жиров дети не получали с момента организации интернатов. Состояние здоровья исключительно тяжелое. Они истощены, многие из них неподвижно сидят, а часть и лежит. Районные организации необходимых мер по предотвращению создавшегося положения не принимают".

"...В детском доме деревни Павлово Пижанского района дети по 2-4 дня сидят совершенно голодные, не получая даже хлеба, помещения холодные и отапливаются только тогда, когда производится выпечка хлеба. Большинство детей не имеют одежды и обуви, спят на голом полу. В бане они не бывают месяца по два и больше, все завшивели, доведены до крайнего истощения и еле передвигаются".

Просматривая архивные материалы, я обратил внимание на то, что многие докладные, справки о положении в детских учреждениях подготовлены управлением НКВД. Вызвало удивление, какое отношение имело это учреждение к детям, если в печати так много в последнее время пишется о преступно-карательной деятельности, жестокости и беспринципности его сотрудников. С таким вопросом я обратился к секретарю парткома УКГБ по Кировской  области С.И. Лобзанову:

"К сожалению, в сталинские времена органы госбезопасности были превращены в орудие устрашения и физического уничтожения всех неугодных "вождю народов". В этих условиях нашлись среди сотрудников НКВД карьеристы, перерожденцы и просто шкурники, дрожавшие за свою жизнь, готовые выполнить любой преступный приказ. Но вряд ли справедливо огульно обвинять в этом всех чекистов. Даже в те мрачные годы многие из них сохранили самые лучшие качества, душевную теплоту. Подтверждением являются действия сотрудников управления во время Великой Отечественной войны. Разве могли они оставаться равнодушными, видя, как из-за безответственности, халатности, разгильдяйства руководителей различных рангов страдают дети?".

Были вскрыты факты незаконного получения продуктов за счет фондов детских учреждений некоторыми должностными лицами Пижанского, Кильмезского, Молотовского и ряда других районов области, на Кировском молокозаводе и Слободском мясокомбинате. Эти люди, растеряв всякую совесть и используя свое служебное положение, приобретали сверх положенных норм килограммы продуктов, в то время как истощенные, больные малыши мечтали о дополнительном кусочке хлеба.

Заведующая одним из ленинградских интернатов значительную часть детских продуктов реализовала в Кирове по спекулятивным ценам, а на вырученные деньги приобретала ценные вещи и одежду. О всех этих безобразиях, злоупотреблениях, преступлениях и просто головотяпстве чекисты постоянно информировали партийные органы для привлечения виновных лиц к партийной, административной и уголовной ответственности.

Сотрудники управления НКВД помогали детским домам личными средствами, одеждой, продуктами питания. Следует сказать, что забота о детях, лишившихся родителей, была свойственна  органам ВЧК с самого начала их возникновения.

Чекистские традиции продолжаются в УФСБ России по Кировской области и сегодня. Его сотрудниками организована помощь школе – интернату №1 (г.  Нововятск Кировской области), они ведут кружковую работу, помогают в ремонте помещений. Управление участвует в патриотическом воспитании учащихся военно-патриотического общества «Рубеж» на базе школы №  37 (г.  Киров.) Совместно с органами милиции чекисты активно участвуют в предупреждении преступлений подростков.

Столь подробный рассказ о деятельности чекистов привожу не для того, чтобы вызвать у читателей умиление их альтруизмом, подчеркнуть исключительную роль этих органов. Руку помощи первым протягивает тот, кто сберег в своей душе чувство милосердия и доброты, будь то простая вятская крестьянка или партийный руководитель, воспитанник детдома или крупные хозяйственник, представитель общественности или сотрудник органов. Благодаря настойчивости, инициативе, стремлению людей сделать все возможное и даже невозможное десятки тысяч детей, лишившихся родителей и воспитанных в интернатах, смогли отпраздновать День Победы, получить образование и профессию, выйти в самостоятельную жизнь. 

Последние новости

Состояние Александра Буйнова: слухи и реальность

Певец продолжает радовать поклонников, несмотря на сложные диагнозы.

ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт нарушил антимонопольное законодательство

Кировское УФАС зафиксировало рост цен на бензин в условиях падения биржевых цен.

Совещание по переселению граждан из аварийного жилья в Кирове

Обсуждены ключевые вопросы программы переселения и обеспечения детей-сирот жильем.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Кургане, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *