Нетипичный чиновник: интервью с зампредом правительства Евгением Габсаматовым

Именно так себя назвал заместитель председателя правительства Кировской области Евгений Габсаматов, который в минувший четверг, 26 октября, стал гостем «Клуба редакторов ИНМЕДИА».

Именно так себя назвал заместитель председателя правительства Кировской области Евгений Габсаматов, который в минувший четверг, 26 октября, стал гостем «Клуба редакторов ИНМЕДИА». При этом во время разговора сказал, что он убежденный государственник, и много говорил о командной работе. Без этого нельзя, представляя интересы региона на федеральном уровне. Правила игры 

Евгений Юрьевич, когда вам предложили нынешнюю должность, изначально шла речь просто о посте зампреда правительства Кировской области или все-таки сразу был обрисован функционал, который на вас возложат? И кто сделал вам предложение о работе? 

– Александр Валентинович. Если говорить про должность, сразу обсуждался пост заместителя председателя правительства. Губернатор как человек очень опытный в федеральной повестке четко понимает, что представлять интересы субъекта на федеральном уровне, обращаться в те или иные министерства-ведомства, представлять интересы главы региона должен человек не ниже ранга заместителя губернатора. Это правила игры. Что касается функционала, он до конца не был определен. Его переформатировали и нагрузили другими смыслами. 

С губернатором раньше были знакомы? 

– Заочно. Я знал его коллег, а его коллеги знали меня. 

Что это за структура – КОГКУ «Представительство Правительства Кировской области», куратором которого вы являетесь? 

– Это структура, учредителем и собственником которой является Кировская область. Создана для обеспечения деятельности губернатора и членов правительства на территории Москвы по выполнению их полномочий в момент пребывания в столице. Можно сказать, филиал Кировской области в Москве. 

В уставных целях прописана задача по обеспечению транспортом губернатора и членов правительства. Когда мы начали изучать, как работа была построена ранее, мягко говоря, были удивлены. По факту занимались только этим транспортных обеспечением. Кстати, до сих пор по такому принципу продолжают работать большинство других представительств. 

Из Москвы – в Кирове 

Что принципиально в работе представительства изменилось с тех пор, когда вас поставили куратором? 

– Деятельность по транспортному сопровождению сейчас у нас факультативная. Основное направление сегодня – продвижение интересов Кировской области на всех уровнях, продвижение любых инициатив от региона в федерацию (центр принятия решений все-таки в Москве). Работа по федеральным программам, отдельно взятым продуктам, организация встреч, переговоров, выходы на те или иные структуры, к примеру, взаимодействие с Фондом развития территорий или федеральными министерствами – это всё сейчас у нас. 

Представительство ведет и другие инициативы. В частности, нам всем вместе удалось выстроить эффективное взаимодействие с правительством Москвы. В столице есть очень много интересных эффективных разработок. Договорились, что с нами будут ими делиться, причем совершенно бесплатно. Это первый подобный опыт такого взаимодействия с регионом. Эти договоренности вылились в подписание соглашения на ПМЭФе. И сейчас правительство Москвы бесплатно передает нам неисключительные права на свои электронные ресурсы. 

Какие, например? 

– Их огромный перечень. Конкретно сейчас прорабатываем «Сделано в Москве», только у нас ресурс будет называться «Сделано в Вятке». Это маркетплейс местных брендов, местных товаропроизводителей, который будет отображать палитру наших, родных товаров, произведенных в Кировской области. Таких интересных продуктов очень много. Получили одобрение по CRM-системе, по проектам «Активный горожанин», «Умный дом». Очень много электронно-цифровых сервисов, которые мы сегодня перестраиваем с Москвы на Кировскую область. 

Приоритетные задачи есть? 

– На ближайшие полгода Александром Валентиновичем мне поставлена только одна задача – выставка «Россия». Мы меняем смыслы, представление о себе, о регионе. Мы должны и обязаны провести ее на высочайшем уровне. У этой выставки огромные перспективы для региона. Остальные задачи тоже никто не отменял, но выставка – приоритет номер один. 

Вы можете вступать с губернатором в споры и дискуссии или это невозможно как с работодателем? Или когда ругается? 

– Если Александр Валентинович когда-то и ругается, это идет назидательный процесс воспитания. Он не сразу убивает, а очень хорошо дает каждому понять глубину своей ошибки. 

«Мы в тельняшках» 

Какой была ваша внутренняя мотивация согласиться занять пост зампреда? Работы очень много, времени ни на увлечения, ни на семью не хватает. Вы же понимали, что будет так много задач. 

– Вы же все тоже сегодня слушали послание губернатора депутатам Заксобрания региона. В самом начале он сказал: мы возвращаем доверие жителей. 


Я убежденный государственник. Это ни разу не про выгоду, деньги, какие-то личные блага от этой работы. Мне крайне важно быть полезным обществу. Именно полезным. Наверное, это была моя основная мотивация, когда Александр Валентинович сделал предложение о работе. Если я вижу, что могу нести добро и делать что-то хорошее, не для личного блага, а для людей. Вот это меня больше всего мотивирует. 

Сегодня на послании губернатора вы присутствуете «по долгу службы» как зампред правительства. Только ли эта задача стояла или вы в силу своей работы параллельно «вживую» оцениваете в целом политическую ситуацию во время и после выступления губернатора? Все-таки внешней политикой вы тоже занимаетесь.  

– Понимание всех происходящих процессов как во внутренней, так и внешней среде – неотъемлемая часть работы всей команды. Безусловно, я за всем наблюдаю, анализирую, делаю выводы. Повторюсь: в моей работе (уверен, как и коллег) нет такого, чтобы куда-то прийти и просто посидеть. 

Каков штат представительства? 

– Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках. Можно подумать, что у нас работает целый большой серьезный отдел, как, к примеру, у Татарстана 200 человек. В штате представительства Кировской области в Москве 10 человек, из них 5 водители. Людей подбирал долго. Подобрал. Практически 50% – уроженцы региона, которые здесь родились, выросли, а сейчас живут в Москве. 

Вы только исполнитель или можете выступать и инициатором? 

– Безусловно, свобода действий есть, повестку генерируем без проблем. Работаем по ряду направлений, которые посчитали эффективными и перспективными для Кировской области. Коллеги поддерживают. В то же время выполняю поручения главы региона. Все остальное, что касается сопровождения, помощи, подготовки, с коллегами общаемся. В приоритетном порядке организовываем и выполняем. Такой фронт-офис. Внешняя политика Кировской области ложится в том числе на наши плечи, плечи представительства. 

Есть ли министерство, ведомство или зампред, с которым вы коммуницируете по долгу службы больше остальных?  

– Кого-то отдельно выделить я не смогу в силу объективных обстоятельств. Обращаются все министерства и ведомства, работаем со всеми. У министерства сельского хозяйства и продовольствия, например, часто возникают вопросы по сопровождению документации. Наша задача, чтобы в Кировскую область пришел тот ответ, который нам нужен. Не отписка, а конкретный ответ. Например, решали в Москве вопрос по реконструкции двух зданий в Кирове, выделение дополнительных денег на ремонт образовательных учреждений. Постоянно идут запросы по спорту от первого зампреда Дмитрия Курдюмова, от будущего первого зампреда Михаила Сандалова. Андрей Лучинин – та же история. 

Были ли запросы по поиску перспективных сотрудников? Проблема с профессиональными управленческими кадрами существует. 

– Такой запрос был, одним из первых его направил Алексей Жердев – по архитектору для территории. Вопрос очень острый. Мы сформулировали запрос во все ведущие строительные вузы Москвы, были готовы присутствовать на защитах дипломных работ выпускников. Условия хорошие предлагали. От всех вузов получили ответы. Но, к сожалению,  при первом просмотре потенциальных кандидатур поняли, что пока мимо. Не та история, которая сработает в том виде, в котором нам необходимо на территории. 


Вертикаль и субординация 

Возникают ли ситуации, когда приходится часами ждать «живой» очереди, чтобы попасть к адресату? В регионе была ситуация, когда руководитель ночь ждал высокого чиновника. Это были 90-е. 

– Я хорошо знаком с историей 90-х – нулевых. Сейчас формат взаимоотношений совершенно другой. Ждать ты можешь назначения или согласования встречи. В этом случае счет идет уже не на часы, а на дни и даже недели. Какие используем подходы для решения задач? Любые в рамках правового поля. Каких-то стоп-факторов точно нет. Если кто-то не хочет или не может встретиться, надо сделать так, чтобы захотел и смог. Есть задача, которую в любом случае надо выполнить. 

Приходится ли для решения тех или иных вопросов в интересах Кировской области напрямую звонить, к примеру, Валентине Матвиенко, Вячеславу Володину или федеральным министрам? 

– Ни один вице-премьер, заместитель губернатора не должен и не может звонить лицам, которые вы озвучили, напрямую. С точки зрения вертикали, иерархии и субординации это недопустимо. Сделать это может только с прямого поручения губернатора. Первые лица общаются с первыми лицами, заместители общаются с заместителями. Я, в частности, могу общаться с кругом лиц, приближенных к определенной персоне: руководителем проектного офиса министерства, руководителем аппарата, помощниками, секретариатом – ситуации могут быть разными. Но первые лица – уровень исключительно главы региона. 

А с сенаторами или депутатами напрямую же можете общаться? Как лично у вас выстраиваются отношения с Виктором Бондаревым, Вячеславом Тимченко, Рахимом Азимовым, Марией Бутиной, Олегом Валенчуком? Пост Марии с вами в соцсетях видела. С другими как? 

– Что касается наших депутатов и сенаторов, хотел бы отметить их высокую активность по отношению в Кировской области и взятым на себя обязательствам. Их работа вызывает большое уважение, в том числе со со стороны других субъектов. Мало где так выстроены отношения у губернатора с депутатами и сенаторами от территорий и как эти депутаты и сенаторы отрабатывают с командой. 

Общаюсь со всеми в равной степени, потому что у каждого свои вопросы. В других регионах не так. У нас хорошая история. У представительства с ними совпадают цели и задачи. В Совете Федерации бываю практически на постоянной основе. На круглые столы приглашаются федеральные министры, руководители федеральных ведомств. Все новеллы выходят с этих круглых столов, обсуждений. Я эту информацию рассылаю коллегам, берем в работу. Это же касается Госдумы. 

У представительства как органа исполнительной власти цели и задачи, схожие с задачами депутатов и сенаторов. Вы в рамках разных ветвей власти представляете интересы Кировской области на федеральном уровне? 

– Абсолютно верно. Добавить нечего. Они на своей высокой площадке представляют наши интересы. С теми же целями и задачами, что и у нас. 

Убрать клише 

Каково лично ваше мнение о Кирове, Кировской области и как в Москве, в федеральных структурах относятся к нашему региону? 

– Киров, безусловно, хорош. Помню, когда приехал сюда первый раз, восторженно позвонил жене: «Здесь есть мое самое любимое – косогоры». У меня непреодолимая любовь к такому ландшафту. Очень сильно привлекает наличие и обилие старинных зданий и строений, где-то в аутентичном состоянии. Есть вопросы к уровню благоустройства и некоторым техническим решениям, но их и не может не быть. 

Люди здесь... замечательные. Добрые и простые. Плохих людей не бывает. Бывает, к сожалению, сформированное отношение к людям, которые не были услышаны. Были недолюблены, недопоняты. Сейчас это на глазах меняется. Что касается Москвы... 

Не ощущается отношение в Кировской области как к какой-то провинции?

– Когда мы начали работу, отношение к региону было своеобразное. «Откуда вы? А, вроде бы, проездом бывали». Плюс были определенные клише, которые ранее нависли над Кировской областью. Не будем их называть, вы сами прекрасно знаете. Такие критерии были и нас по ним оценивали. 

Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. С гордостью скажу, что о Кировской области в федеральном центре знают, говорят, обсуждают. Мы фигурируем в повестке. Меняется мнение о регионе. Это огромная заслуга губернатора. Он проводит просто титаническую работу, чтобы этот шар развернулся в сторону Кировской области. Мы помогаем ему в этом, конечно же. 

И вот сегодняшняя выставка на ВДНХ, к которой мы идем, это как раз один из шагов на пути к открытию Кировской области жителями России совершенно с другой стороны. Это открытие новых смыслов. Это идеологически верные решения с точки зрения разворота истории региона в другую сторону. В правильную сторону. Наша задача показать, что у нас прекрасный регион, здесь замечательная территория, масса возможностей, богатая земля и здесь живут замечательные люди.

Как относитесь к скепсису жителей области и разделению политиков и госслужащих по принципу «свой-чужой», «свой-варяг»? 

– Мое глубокое убеждение, что в ряде случаев гораздо эффективнее будет работать человек, пришедший со стороны. Это относится к высоким должностям и продиктовано отсутствие аффилированности к тем или иным структурам. Но если мы замещаем должность специалитета, начальников отделов, то нужно обходиться своими кадрами. А на уровне вице-премьеров люди не должны быть ангажированы кем-то, чтобы применить трезвый взгляд на происходящее, незамыленным взглядом и без учетов чьих-либо интересов. Тебе никто не мешает, никто не помогает. Здесь только ты. 

Насколько знаю, именно после вашего вмешательства началась развиваться ситуация с недвижимостью представительства Кировской области в Москве.  Означает ли это, что, помимо официальных «подведов», вы взаимодействуете и с другими структурами. В первую очередь, с силовым блоком? 

– В той истории с отчуждением здания представительства Кировской области в Москве счет шел на часы. Удалось маленькую первую победу путем отвоеванного имущества для Кировской области решить. Сегодня в этой истории поставлена точка. Что касается работы с силовым блоком, то без активной его (силового блока, – ред.) интеграции вообще работу не построить. Как говорит Александр Соколов, если ты не нарушаешь закон, никто тебе ничего плохого не сделает. А в моем случае работа с силовиками – это дополнительная помощь в решении вопросов, когда закон нарушен. 

«Другого не приемлю» 

Вы больше кто – руководитель, организатор, чиновник, дипломат, переговорщик? Насколько в этом перечне слов существенную роль играет слово «человек» и можно ли на таком посту быть человечным? 

– На первом месте как раз идет человек, на втором – дипломат, на третьем – нетипичный чиновник. Я сам себя так называю. Когда работал заместителем главы города в Чайковском в Пермском крае, у меня не было никакой предварительно записи для жителей. Всегда была живая очередь, двери открыты. Принимал всех, насколько это возможно, чтобы помочь решить вопросы. Есть вопрос – должно быть решение. Другого не приемлю. 

Вы строгий руководитель? 

– Требовательный, так скажу. Требовательный к себе, к тому, что должен разобраться в ситуации – как ее вижу и понимаю. И проецирую эту требовательность на людей, которые работают со мной. Голос на сотрудников можете повысить? – Честно? Могу. Но с любовью. Я очень добрый. 

Вы когда-либо занимались бизнесом? Спрашиваю, чтобы понять: как опыт в бизнесе отражается на работе чиновника, пусть и нетипичного. 

– Нет, бизнесом я не занимался. Предпринимательской деятельностью занимается супруга: сфера консалтинга и земельных отношений. Основами бизнеса владею. Как, к примеру, понимание этих основ может помогать? В условиях ограниченных ресурсов необходимо удовлетворять неограниченные потребности человека. В нашем случае ограниченные ресурсы – это консолидированный бюджет субъекта, неограниченные – желание каждого гражданина жить хотя бы чуточку лучше во всех отношениях, начиная от благоустройства пятачка у своего дома и заканчивая достойным уровнем зарплаты. Цели-то одни. Понимание основ бизнеса дает представление о ресурсах, к которым, находясь у государственного бюджета, нужно относиться рачительно. И использовать эту финансовую массу по назначению и с высоким качеством. Пример тому – история, как регион стал выполнять больший объем дорожных работ, при этом еще и качественнее. Бизнесмышление в таких ситуациях и отражается, это мое мнение. 

Еще во время вашей работы на посту начальника управления ЖКХ и транспорта Чайковского наши коллеги писали, что вы первый из администрации городского округа завели соцсеть и регулярно выкладывали фото-видеоотчеты о работе. Сегодня вы не ведете публичной деятельности. Специфика работы? 

– Моя сегодняшняя работа не предполагает публичности. Все вопросы, которые мы решаем и методы их решения не могут быть опубличены, тем более озвучивание каких-то фамилий, фото – с кем и как решаем. Так что это не моя прихоть. Коллеги предлагают что-то завести. Иногда возникают мысли запустить страничку представительства ВКонтакте, делать какие-то редкие публикации. Но если делать, то хорошо, а абы как не хочу и не буду. Для качественного заполнения не хватит контента, потому что о многих вещах рассказывать не могу, а для галочки не буду. 

Именно поэтому вас в публичном пространстве немного? 

– И это замечательно.

Последние новости

Губернатор Кировской области о развитии региона и перспективах на будущее

Александр Соколов поделился достижениями и планами по улучшению экономики и качества жизни в области.

Прокуроры Кирова посетили центр помощи детям-сиротам

В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям прокуроры провели встречу с воспитанниками центра.

Подготовка к новому учебному сезону в Вятском колледже

Грант на цифровую трансформацию улучшит образовательный процесс.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Уфе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *