Запрет на «мобильники» в кировских школах обсудят с родителями
В регионе готовятся к новым правилам пользования мобильными телефонами с возможностью выхода в интернет.
В регионе готовятся к новым правилам пользования мобильными телефонами с возможностью выхода в интернет. Толчком послужили рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, разработанные Роспотребнадзором и Рособрнадзором.
Ольга Гилязева 24.09.201924.09.2019 Выбор редакции , Новости , Общество , СлайдерЧто же изменится в кировских школах в ближайшее время?
«Дети на переменах не играют»
Свежие рекомендации федеральных ведомств вызвали большое обсуждение в интернете. Ещё раньше об ограничении использования школьниками телефонов на уроках и переменах начали говорить их родители и педагоги. Первых волновало, прежде всего, здоровье детей, вторых – качество образовательного процесса.
Как выяснилось, рекомендации были подготовлены на основе анализа международного опыта и по итогам опроса общественного мнения. По данным Минпросвещения РФ, 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддерживают ограничение использования «мобильников» во время уроков. Ещё три четверти респодентов заявили, что и сами учителя должны меньше пользоваться личными телефонами в присутствии школьников.
«Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания», – отметили в Минпросвещения.
Чем же так вреден мобильный телефон для учащегося? По данным исследований, чем больше времени ежедневно ребёнок тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными заданиями. Дело в том, что многофункциональность телефона, множество приложений в нём создают ситуацию многозадачности, а она требует постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведёт к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
– Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, обучающих игр, познавательных онлайн-ресурсов, которые есть в интернете. Но, став «Учителем года России» и побывав в десятках школ по всей стране, я стал менять свою позицию, – рассказал в интервью «Российской газете» Алихан Динаев, учитель обществознания, общественный советник министра просвещения РФ. – Дети на переменах не играют, не бегают, мало говорят друг с другом. Они стоят или ходят, уставившись в телефон. У большого числа учеников при этом ещё и наушники. В результате перерыв, который должен дать детям время отдохнуть, прийти в себя, просто поболтать, поближе познакомиться друг с другом, превращается в минуты, когда ученики «сидят» в телефонах, нанося очередные удары по своему здоровью.
Помимо того, что телефоны и интернет постоянно отвлекают детей, сами устройства нередко становятся источником зависти: у кого-то в кармане «десятый» айфон, а кто-то ходит с бэушным простым мобильником. И вот уже мама на последние деньги покупает сыну или дочке новенькую модель смартфона, чтобы было «всё, как у людей».
Трудности обязательно будут
Навести порядок в использовании устройств мобильной связи в образовательных организациях и призваны вышедшие в свет рекомендации. Что же нам предлагают?
Чтобы минимизировать вредное воздействие мобильных устройств на детей в учебных заведениях, регионам предложили осуществить ряд мер, а именно:
– обеспечить перевод мобильных телефонов в режим без звука в образовательных организациях;
– ограничить использование школьниками телефонов во время учебного процесса;
– предусмотреть в школах места хранения мобильных телефонов;
– согласовать способы коммуникации родителей с их детьми на случай внештатной ситуации;
– сделать перемены временем для общения и активного отдыха обучающихся, при необходимости они могут использовать на переменах устройства мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
– проводить разъяснительную работу о вредном эффекте мобильных устройств и воспитывать культуру пользования ими.
Насколько это выполнимо? По мнению педагогов, трудности обязательно будут и для них, и для учащихся. Например, понадобится целая система сбора, хранения и выдачи гаджетов. Нужны ящики, шкафчики, замки, ключи для хранения телефонов. Кто-то должен следить за тем, чтобы они были сданы на хранение, и отвечать, если телефон пропадёт или сломается. Это, безусловно, ляжет на плечи школьных администраций.
Кроме того, телефоны с выходом в интернет зачастую выручают на уроках, когда можно решить какие-то вопросы образовательного процесса, используя мобильные приложения. Телефоны также помогают тратить меньше бумаги на распечатку информации и экономить время.
И всё же педагоги склоняются к ограничению использования мобильных устройств детьми.
– Некоторые ребята во время занятий действительно любят посидеть в интернете, в социальных сетях. И такая мера, я считаю, направлена на то, чтобы дети не отвлекались от учебного материала, – отметила директор школы № 26 г. Кирова Ольга Даровских. – Новый порядок мы обязательно обсудим с педагогами и родителями на собраниях, классных часах. Приказ о порядке пользования персональными устройствами размещён на сайте нашей школы. Кроме того, там же есть памятка для учеников о правилах пользования интернетом, а также памятка для родителей, чтобы они своевременно могли контролировать, на какие сайты заходят их дети, в каких группах в социальных сетях состоят.
Ответственность – на родителях
Соответствующие перемены уже стартовали в кировских школах с нового учебного года.
Как сообщили в администрации г. Кирова, с 1 сентября в учебных заведениях установлены правила пользования мобильными телефонами с возможностью выхода в интернет. Запрет на их использование касается уроков и внеурочной деятельности на территории образовательных учреждений. На сайтах всех муниципальных школ города будут размещены соответствующие приказы.
Помимо этого, как отметили в городском департаменте образования, пройдут беседы с учениками и их родителями. Мамам и папам объяснят, что в случае, если они не согласны с вводимыми ограничениями, ответственность за использование детьми устройства с выходом в интернет на территории школы будут нести родители.
Разумеется, областным центром дело не ограничится. В министерстве образования Кировской области сообщили, что разрабатывается Порядок использования смартфонов в образовательных организациях области.
– Документ вынесут на публичное обсуждение с родителями и учительским сообществом, и только после его утверждения с учётом мнений всех заинтересованных сторон документ будет отправлен во все образовательные организации, – подчеркнули в региональном минобре. – На основании этой рекомендации каждая школа будет принимать свой локальный акт, в котором будет регламентировать использование учащимися смартфонов во время учебного процесса.
В свою очередь Роспотребнадзор в течение года будет отслеживать состояние здоровья школьников при ограничении использования телефонов. Рособрнадзор и Российская академия образования проведут выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.
Отметим, что специалисты регионального управления Роспотребнадзора уже начали проводить информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогами, родителями и обучающимися.
– Говорим о рисках вреда здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе, – сообщила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Лидия Князева.
Кроме того, управление рекомендовало областному минобру разработать памятку для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике «неблагоприятных эффектов» от устройств мобильной связи.
Стоит отметить, что на данный момент санитарное законодательство не запрещает пользоваться «мобильниками» в школах. При этом каждое заведение само вправе частично или полностью запретить их.
Что выберут кировские школы, уже скоро покажет время.
КСТАТИ
Специалисты рекомендуют для сохранения здоровья:
– максимально сократить время контакта с устройствами мобильной связи;
– не носить устройства на шее, поясе, в карманах;
– максимально удалять устройства от головы в момент соединения разговора (использовать громкую связь и гарнитуру);
– ограничить звонки с устройств в условиях неустойчивого приёма сигнала сотовой связи (в автобусе, метро, поезде, автомобиле);
– размещать устройства на ночь на расстоянии более двух метров от головы.
А как у них?
Сегодня можно говорить уже о международном опыте регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях.
Например, для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года – в Уганде.
Последние новости

Прокуратура помогает 64-летней жительнице Подосиновского района вернуть деньги, которые были похищены при совершении дистанционного мошенничества
Прокуратура Подосиновского района Кировской области провела проверку исполнения законодательства в сфере противодействия преступлениям с использованием современных IT-технологий.
Юбилейный конкурс «Учитель года» стартовал в Кировской области
Конкурс проводится на протяжении 35 лет В Кирове состоялось открытие регионального этапа конкурса профессионального педагогического мастерства «Учитель года Кировской области – 2025».
Россияне оплатили улыбкой более 37,5 млн раз только за I квартал 2025 года
За весь 2024 год прошло 26 миллионов оплат За первый квартал 2025 года россияне совершили более 37,5 миллионов платежей на общую сумму почти 30 млрд.
Потребительский кредит без боли: как не стать жертвой долговой ямы
Как взять кредит с умом и не пожалеть об этом спустя пару месяцев