К 200-летию Яранского духовного училища: материалы по истории
В сентябре 2022 года исполняется 200 лет со дня открытия в Яранске духовного училища.
В сентябре 2022 года исполняется 200 лет со дня открытия в Яранске духовного училища. В преддверии юбилейной даты публикуем материалы по истории учебного заведения, подготовленные Михаилом Кожиновым.
Об открытии в г. Яранске уездного и приходского училищ позаботился Вятский преосвященный Амвросий. По предложению его, правление Вятской духовной семинарии в июле 1822 года поручило инспектору семинарии, соборному иеромонаху, магистру, о. Анастасию приискать в г. Яранске здание для помещения имеющих открыться там уездного и приходского духовных училищ; помощником ему в этом деле был назначен протоиерей Яранского Успенского собора о. Василий Неволин. Отец протоиерей уступил для училищ свой собственный флигель. Означенное здание приспособлено было под училище и ремонтировано.
15-го сентября открылось учение. Правлением Московской духовной академии первым смотрителем училища был утверждён протоиерей Василий Неволин, а инспектором священник Успенского собора Матфий Егошин. Из Вятского духовного училища к принятию во вновь открытые училища было назначено до 128 учеников. 31-го декабря 1823 года протоиерей Неволин скончался, прослужив смотрителем год с небольшим. Открытие и первоначальное устройство уездного и приходского училищ и помещение их в собственном доме надобно поставить в заслугу первому смотрителю.
Вторым смотрителем училищ был протоиерей Василий Романовский, магистр Московской академии, – с 1824 года по март 1825 года. Он служил смотрителем самое короткое время и скончался в Казани, куда уехал для поправления здоровья.
Третьим смотрителем был протоиерей Сергий Кулыгинский. С именем протоиерея Кулыгинского соединяется представление о самой светлой личности между смотрителями Яранских духовных училищ. Он окончил курс в Казанской духовной академии и управлял училищами четверть столетия, до преобразования в 1852 году. Четверть века он неусыпно трудился для блага училищ, с постоянным одобрением высшего начальства. Каждодневно посещая училища и вникая во все нужды учебно-воспитательного дела, он с полною справедливостью относился к наставникам, ходатайствовал о награждении их и помогал им своими советами. Посещавший в 1849 году Яранские училища ректор Вятской духовной семинарии, архимандрит Амвросий, дал о нём такой отзыв: «смотритель своею опытностью и примерным усердием содействует благоустройству училищ, каждодневно посещает их, нередко исправляет обязанности наставников, подвергшихся болезни; своею кротостью, любовью и ласковостью к детям искренне привлекает их к себе, и дети питают к нему сыновний страх и почтение; к наставникам справедлив, благорасположен». Такой же похвальный отзыв дал ревизор об инспекторе училищ священнике г. Романове и учителе Диаконове. «Инспектор проходит должность с отменным благоразумием и ревностью, наблюдает за поведением учеников, заботится о их здоровье и сохранении в ученических квартирах чистоты и порядка». «Учитель Диаконов по географии, латинскому языку и пению имеет знания основательные, проходит свою должность с рачением и отличается способностью преподавать внятно и привлекательно».
В преподавании царствовала простота и незатейливость. Программ не было. Учебники были крошечные, изучаемые в зубрёжку. Условия жизни были суровы, жизнь трудна, науки давались нелегко. Общежития при училище долго не было. Ученики жили в частных квартирах – у мещан, просфорниц и вдов духовного звания, с платою по 1 – 3 р. в месяц на всём хозяйском содержании, кроме муки. На квартирах за учениками надзирали «старшие», которые часто злоупотребляли своею властью над младшими: били последних, брали с них взятки. Розги, волосянки и т.п. были в ходу. Впрочем, к чести училища следует заметить, что как сам смотритель, так и наставники наказаниями не злоупотребляли и к жестокостям не прибегали.
Вот общая характеристика состояния учебного дела в Яранском училище в первый период его существования, т.е. в 20 – 40-х годах XIX столетия. «Совсем при других условиях жили, учили и учились наши отдалённые предки. Условия жизни были суровы, жизнь трудна, науки давались нелегко. Обучались наши предки, в училище, по-видимому, не меньшему, чем в настоящее время. Но наставников было меньше, чем теперь… В преподавании царствовала простота и незатейливость. Программ не было. Учебники были крошечные, изучались в зубрёжку.
Старшие ученики часто злоупотребляли своею властью над младшими: били последних, брали с них взятки. Не мало доставалось ученикам и от наставников. Розги, волосянки и т.п. были столь обыкновенным явлением, что редко, кто из учеников мог похвастаться, что не испытал ни того, ни другого. Жестокое обращение с учениками не было узаконено какими-либо повелениями свыше. Оно относится к обычаю тогдашнего времени, вытекавшему из прежних понятий о воспитании. Как простой обычай, оно не имело ни системы, ни правил. Всё зависело от характера учителя: злой учитель бил и драл учеников часто за всякую мелочь, а добрый – только изредка, и то для виду, соблюдая обычай, чтобы не показаться слабым перед товарищами. К чести Яранского училища следует заметить, что как сам о. смотритель (речь об о. Сергии Кулыгинском, который, зато, любил увольнять учеников, приговаривая «худая трава из поля вон», в период времени с 1839–1848 г. им исключено из училища «за безуспешие, великовозрасие и шалость» 70 учеников), так и наставники, наказаниями не злоупотребляли и к жестокостям (ставить на горох, бить розгами под звонок) не прибегали, хотя «дневальный» ежедневно обязан был готовить розги. Впрочем, бывали случаи бегства учеников из училища от «лозы». Так в 1841 году бежал в дом отца своего в село Ихту ученик низшего отделения Александр Зарницын, «ибо убоялся учителя своего, так как в прошлую среду в один утренний час был наказан розгами шесть раз ударов по 10-ти»…. Бывали и другие случаи бегства учеников из училища; но главная причина бегства была неохота учиться: бегали по преимуществу в рекреацию и то самые записные лентяи. Так в мае 1841 года бежал ученик 2-го класса ст. Анцыгин в Кукарку, но, не явившись к родителям, сошёлся здесь с крестьянином Романом и вместе с ним, в качестве нищих, отправился в гор. Вятку, где они и проживали в палатке Спасского собора. Отсюда они пошли в с. Макарьевское Котельнического уезда, где служили в работниках у одного крестьянина 6 месяцев. Затем Анцыгина, как грамотного, увёз крестьянин Ветлужского уезда для обучения своих детей грамоте».
Финал этой истории – исключение из училища бедного ученика – искателя приключений. Других беглецов наказывали розгами.
1852 года, 22 апреля, протоиерей Кулыгинский уволен от должности смотрителя по слабости здоровья и преклонности лет, особенно же по ослаблению чувства зрения. Вместо него смотрителем определён священник Александр Романов, учитель семинарии. Он проходил должность смотрителя с 16 апреля 1852 г. по 1856 год. По указу Святейшего Синода при нём произошло преобразование уездного и приходского училищ в одно уездное с 3-мя отделениями: низшим, средним и высшим, при двухгодичном курсе. Этот же смотритель, возбуждая вопрос о постройке собственного училищного здания с общежитием для 50 – 70 воспитанников, просил на устройство здания от 5 до 6 тысяч рублей. Предполагалось тогда купить у города землю около Благовещенской церкви. Означенное место было бы весьма удобно для училища, сухое и возвышенное. По словам старожилов, городская управа уступила даром это место для устройства училища, но потом оно было продано Благовещенской церкви. 18 сентября 1856 года смотритель Романов скончался.
С 1856 г. по 1889 год смотрителем училища состоял протоиерей Пётр Добровольский, нынешний настоятель Яранского Успенского собора.
С 1889 по 1895 год смотрителем училища состоял А. Н. Коцинский, после – смотритель Вятского духовного училища.
С 1895 года должность смотрителя проходит М. В. Чельцов.
К 75-летнему юбилею была выпущена книга по истории училища, автором которой был Владимир Павлович Уханов.
Владимир Павлович Уханов – уроженец нашей соседки, Костромской губернии. Родился в гор. Макарьеве, что на Унже, в 1862 году. Среднее образование получил в Костромской духовной семинарии, а высшее – в Казанской духовной академии. По окончании, в 1887 г., курса этой последней со степенью кандидата богословия служил один год корректором в Костромской губернской типографии, одновременно сотрудничая в неофициальной части «Костромских Губернских Ведомостей». С 1888 года начинается служение Владимира Павловича в Вятской губернии, сначала в Глазовском духовном училище. Здесь Владимир Павлович преподавал русский язык (1888 – 1890 гг.); арифметику с географией (1890 – 1894 гг.); был делопроизводителем училищного правления и состоял, кроме того, членом-секретарём Глазовского отделения Вятского епархиального училищного совета. В 1894 году Владимир Павлович был назначен помощником смотрителя Яранского духовного училища, в каковой должности состоял до 1898 г. Здесь им написан, по поводу 75-летия Яранского духовного училища (15 сентября 1897 г.), «Исторический очерк Яранского духовного училища (1822 – 1894 гг.)». Это главный печатный труд Владимира Павловича. Труд солидный (124 стр.), составленный всецело на основании архивных данных. Он интересен не только для историка, но и для педагога и даже для этнографа. Автор не ограничивается одною передачею сухих фактов училищной истории, но рисует их на общем фоне тогдашнего быта.
С 1897 по 1918 год смотрителем училища служил Павел Николаевич Сумароков – статский советник, сын диакона, кандидат С.-Петербургской духовной академии 1883 года, в том же году учитель латинского языка в Глазовском духовном училище, в 1885 г. учитель арифметики и географии, в 1890 году помощник смотрителя того же училища, в 1897 году смотритель Яранского духовного училища. Имеет ордена св. Станислава 2 и 3 ст. и св. Анны 3 ст. и медаль за труды по первой всеобщей переписи.
Фото: здание Яранского духовного училища. Фото
Об открытии в г. Яранске уездного и приходского училищ позаботился Вятский преосвященный Амвросий. По предложению его, правление Вятской духовной семинарии в июле 1822 года поручило инспектору семинарии, соборному иеромонаху, магистру, о. Анастасию приискать в г. Яранске здание для помещения имеющих открыться там уездного и приходского духовных училищ; помощником ему в этом деле был назначен протоиерей Яранского Успенского собора о. Василий Неволин. Отец протоиерей уступил для училищ свой собственный флигель. Означенное здание приспособлено было под училище и ремонтировано.
15-го сентября открылось учение. Правлением Московской духовной академии первым смотрителем училища был утверждён протоиерей Василий Неволин, а инспектором священник Успенского собора Матфий Егошин. Из Вятского духовного училища к принятию во вновь открытые училища было назначено до 128 учеников. 31-го декабря 1823 года протоиерей Неволин скончался, прослужив смотрителем год с небольшим. Открытие и первоначальное устройство уездного и приходского училищ и помещение их в собственном доме надобно поставить в заслугу первому смотрителю.
Вторым смотрителем училищ был протоиерей Василий Романовский, магистр Московской академии, – с 1824 года по март 1825 года. Он служил смотрителем самое короткое время и скончался в Казани, куда уехал для поправления здоровья.
Третьим смотрителем был протоиерей Сергий Кулыгинский. С именем протоиерея Кулыгинского соединяется представление о самой светлой личности между смотрителями Яранских духовных училищ. Он окончил курс в Казанской духовной академии и управлял училищами четверть столетия, до преобразования в 1852 году. Четверть века он неусыпно трудился для блага училищ, с постоянным одобрением высшего начальства. Каждодневно посещая училища и вникая во все нужды учебно-воспитательного дела, он с полною справедливостью относился к наставникам, ходатайствовал о награждении их и помогал им своими советами. Посещавший в 1849 году Яранские училища ректор Вятской духовной семинарии, архимандрит Амвросий, дал о нём такой отзыв: «смотритель своею опытностью и примерным усердием содействует благоустройству училищ, каждодневно посещает их, нередко исправляет обязанности наставников, подвергшихся болезни; своею кротостью, любовью и ласковостью к детям искренне привлекает их к себе, и дети питают к нему сыновний страх и почтение; к наставникам справедлив, благорасположен». Такой же похвальный отзыв дал ревизор об инспекторе училищ священнике г. Романове и учителе Диаконове. «Инспектор проходит должность с отменным благоразумием и ревностью, наблюдает за поведением учеников, заботится о их здоровье и сохранении в ученических квартирах чистоты и порядка». «Учитель Диаконов по географии, латинскому языку и пению имеет знания основательные, проходит свою должность с рачением и отличается способностью преподавать внятно и привлекательно».
В преподавании царствовала простота и незатейливость. Программ не было. Учебники были крошечные, изучаемые в зубрёжку. Условия жизни были суровы, жизнь трудна, науки давались нелегко. Общежития при училище долго не было. Ученики жили в частных квартирах – у мещан, просфорниц и вдов духовного звания, с платою по 1 – 3 р. в месяц на всём хозяйском содержании, кроме муки. На квартирах за учениками надзирали «старшие», которые часто злоупотребляли своею властью над младшими: били последних, брали с них взятки. Розги, волосянки и т.п. были в ходу. Впрочем, к чести училища следует заметить, что как сам смотритель, так и наставники наказаниями не злоупотребляли и к жестокостям не прибегали.
Вот общая характеристика состояния учебного дела в Яранском училище в первый период его существования, т.е. в 20 – 40-х годах XIX столетия. «Совсем при других условиях жили, учили и учились наши отдалённые предки. Условия жизни были суровы, жизнь трудна, науки давались нелегко. Обучались наши предки, в училище, по-видимому, не меньшему, чем в настоящее время. Но наставников было меньше, чем теперь… В преподавании царствовала простота и незатейливость. Программ не было. Учебники были крошечные, изучались в зубрёжку.
Старшие ученики часто злоупотребляли своею властью над младшими: били последних, брали с них взятки. Не мало доставалось ученикам и от наставников. Розги, волосянки и т.п. были столь обыкновенным явлением, что редко, кто из учеников мог похвастаться, что не испытал ни того, ни другого. Жестокое обращение с учениками не было узаконено какими-либо повелениями свыше. Оно относится к обычаю тогдашнего времени, вытекавшему из прежних понятий о воспитании. Как простой обычай, оно не имело ни системы, ни правил. Всё зависело от характера учителя: злой учитель бил и драл учеников часто за всякую мелочь, а добрый – только изредка, и то для виду, соблюдая обычай, чтобы не показаться слабым перед товарищами. К чести Яранского училища следует заметить, что как сам о. смотритель (речь об о. Сергии Кулыгинском, который, зато, любил увольнять учеников, приговаривая «худая трава из поля вон», в период времени с 1839–1848 г. им исключено из училища «за безуспешие, великовозрасие и шалость» 70 учеников), так и наставники, наказаниями не злоупотребляли и к жестокостям (ставить на горох, бить розгами под звонок) не прибегали, хотя «дневальный» ежедневно обязан был готовить розги. Впрочем, бывали случаи бегства учеников из училища от «лозы». Так в 1841 году бежал в дом отца своего в село Ихту ученик низшего отделения Александр Зарницын, «ибо убоялся учителя своего, так как в прошлую среду в один утренний час был наказан розгами шесть раз ударов по 10-ти»…. Бывали и другие случаи бегства учеников из училища; но главная причина бегства была неохота учиться: бегали по преимуществу в рекреацию и то самые записные лентяи. Так в мае 1841 года бежал ученик 2-го класса ст. Анцыгин в Кукарку, но, не явившись к родителям, сошёлся здесь с крестьянином Романом и вместе с ним, в качестве нищих, отправился в гор. Вятку, где они и проживали в палатке Спасского собора. Отсюда они пошли в с. Макарьевское Котельнического уезда, где служили в работниках у одного крестьянина 6 месяцев. Затем Анцыгина, как грамотного, увёз крестьянин Ветлужского уезда для обучения своих детей грамоте».
Финал этой истории – исключение из училища бедного ученика – искателя приключений. Других беглецов наказывали розгами.
1852 года, 22 апреля, протоиерей Кулыгинский уволен от должности смотрителя по слабости здоровья и преклонности лет, особенно же по ослаблению чувства зрения. Вместо него смотрителем определён священник Александр Романов, учитель семинарии. Он проходил должность смотрителя с 16 апреля 1852 г. по 1856 год. По указу Святейшего Синода при нём произошло преобразование уездного и приходского училищ в одно уездное с 3-мя отделениями: низшим, средним и высшим, при двухгодичном курсе. Этот же смотритель, возбуждая вопрос о постройке собственного училищного здания с общежитием для 50 – 70 воспитанников, просил на устройство здания от 5 до 6 тысяч рублей. Предполагалось тогда купить у города землю около Благовещенской церкви. Означенное место было бы весьма удобно для училища, сухое и возвышенное. По словам старожилов, городская управа уступила даром это место для устройства училища, но потом оно было продано Благовещенской церкви. 18 сентября 1856 года смотритель Романов скончался.
С 1856 г. по 1889 год смотрителем училища состоял протоиерей Пётр Добровольский, нынешний настоятель Яранского Успенского собора.
С 1889 по 1895 год смотрителем училища состоял А. Н. Коцинский, после – смотритель Вятского духовного училища.
С 1895 года должность смотрителя проходит М. В. Чельцов.
К 75-летнему юбилею была выпущена книга по истории училища, автором которой был Владимир Павлович Уханов.
Владимир Павлович Уханов – уроженец нашей соседки, Костромской губернии. Родился в гор. Макарьеве, что на Унже, в 1862 году. Среднее образование получил в Костромской духовной семинарии, а высшее – в Казанской духовной академии. По окончании, в 1887 г., курса этой последней со степенью кандидата богословия служил один год корректором в Костромской губернской типографии, одновременно сотрудничая в неофициальной части «Костромских Губернских Ведомостей». С 1888 года начинается служение Владимира Павловича в Вятской губернии, сначала в Глазовском духовном училище. Здесь Владимир Павлович преподавал русский язык (1888 – 1890 гг.); арифметику с географией (1890 – 1894 гг.); был делопроизводителем училищного правления и состоял, кроме того, членом-секретарём Глазовского отделения Вятского епархиального училищного совета. В 1894 году Владимир Павлович был назначен помощником смотрителя Яранского духовного училища, в каковой должности состоял до 1898 г. Здесь им написан, по поводу 75-летия Яранского духовного училища (15 сентября 1897 г.), «Исторический очерк Яранского духовного училища (1822 – 1894 гг.)». Это главный печатный труд Владимира Павловича. Труд солидный (124 стр.), составленный всецело на основании архивных данных. Он интересен не только для историка, но и для педагога и даже для этнографа. Автор не ограничивается одною передачею сухих фактов училищной истории, но рисует их на общем фоне тогдашнего быта.
С 1897 по 1918 год смотрителем училища служил Павел Николаевич Сумароков – статский советник, сын диакона, кандидат С.-Петербургской духовной академии 1883 года, в том же году учитель латинского языка в Глазовском духовном училище, в 1885 г. учитель арифметики и географии, в 1890 году помощник смотрителя того же училища, в 1897 году смотритель Яранского духовного училища. Имеет ордена св. Станислава 2 и 3 ст. и св. Анны 3 ст. и медаль за труды по первой всеобщей переписи.
Фото: здание Яранского духовного училища. Фото
Последние новости
Состояние Александра Буйнова: Правда и Мифы
Обсуждение здоровья артиста и его борьба с болезнью
Губернатор Кировской области обсудил социально-экономическое развитие с главами муниципалитетов
Обсуждение стратегии развития региона до 2036 года и поддержка местных инициатив.
Обновление планов по развитию города
Городские власти представили новые инициативы для улучшения инфраструктуры.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Тольятти