Владимир Морозов: «Главное правило – будь честен и будь справедлив!»
На вопросы «Кировской правды» ответил вятский писатель, лауреат Гриновской премии-2019.
На вопросы «Кировской правды» ответил вятский писатель, лауреат Гриновской премии-2019.
Лауреатом литературной премии имени Александра Грина стал в этом году кировский писатель Владимир Морозов . Представляя его на торжественной церемонии награждения в Гриновской библиотеке, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов рассказал, что часть денежной составляющей премии новый лауреат пожертвовал на благотворительность: перечислил 20 тысяч рублей на приобретение
школьной формы для ребятишек, пострадавших от наводнения в Иркутской области.
Насколько близки писателю вопросы благотворительности? Как часто приходится прикладывать усилия, чтобы кого-то поддержать, кому-то неотложно помочь? С этих вопросов и начался наш разговор.
– Отмечу сразу, что пенсия у меня невелика, – сказал Владимир Игоревич . – Поэтому я просто не в состоянии осуществлять такие вещи, кому-то постоянно помогать… Хотя в былые времена мог бесплатно поработать над составлением какой-нибудь рукописи или версткой, чтобы, допустим, в каком-то детском
доме выходило своё печатное издание. Сегодня же моя благотворительность заключается в том, что свои книжки я в основном издаю за свой счёт, а потом их дарю. Приезжаю в какую-нибудь библиотеку и оставляю свои книги.
– Есть районы, куда особенно нравится ездить?
– В Подосиновец любил ездить. В Уржум… Где встречают радушно, где мне действительно рады. И мне есть о чём поговорить и с пионерами, и с пенсионерами. Я и с детсадовцами разговариваю на равных. Есть памятная фотография после нашего общения – малыши облепили меня со всех сторон, обнимают…
– Чем привлекательны такие встречи, что они дают писателю?
– Вот в советское время я ходил выступать к пэтэушникам. У этих ребят было совсем иное мировоззрение, совсем другие интересы. Но я приходил и что-то рассказывал. И меня слушали. Потом спрашивают: «Как ты с ними общаешься?» — «Вот так и общаюсь…» – «А польза?» – «Ну, на одну шапку в подъезде будет снято
меньше – и то хорошо. Значит, я не зря сходил в училище и потратил своё время…». Но тогда я был молод, а сейчас… А сейчас, если честно, я бы вообще ни с кем не встречался. Сидел бы себе спокойно за столом и работал… А всё потому, что эти встречи приносят опустошение. Вот миновали три дня гриновских торжеств – и я выжат. Потому что на встречах с читателями я стараюсь быть искренним. А это крайне энергозатратно.
– Но без этого, пожалуй, нельзя. Это составляющая профессии…
– Я понимаю, что это составляющая профессии. Поэтому и не отказываюсь. И в любой район согласен поехать. Если есть транспорт – ради Бога.
– А есть на Вятке место особое, притягательное? Куда всегда душа стремится?
– Раньше меня всегда тянуло на родину, в Кырчаны. На памятную Красную гору, где на кладбище у меня дед лежит. С неё в хорошую погоду было видно даже Чигиренскую церковь. Было прежде такое село Чигирень в верховьях реки Кырчанки… И село Ключи, это километров за десять по пойме Вои. Тоже церковь была видна в хорошую погоду. Ну а село Архангельское – вот оно, рядом. Очень нравилось там. А сейчас, пожалуй, особо и не выделю какое-то памятное место. Как говорят, «у природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…» Дождик моросит – замечательно. Грибы, значит, будут.
– Если грибной дождик – куда ни шло. А если ливень стеной…
– Мы на днях с внуком Васей ездили по грибы. Обратно возвращаемся – ливень с градом. Сидим в машине, пережидаем, а он рвётся на улицу – ему сапоги в луже хочется помочить.
– Сколько лет внуку?
– Семь.
– И какие книжки дед внуку «подсовывает»?
– Сейчас читаем «Как Муравьишка домой спешил» Виталия Бианки. Классика. Когда сам маленький был, тоже это читал. Помню себя в возрасте четырёх-пяти лет. Из отцовской шинели было мне сшито пальтишко. Кирзовые сапоги выданы. А я мечтал, чтобы сапоги были резиновые – их легче отмыть от кырчанской грязи. Но нет – ходил в кирзовых.
– А что ещё памятно с детства?
– Перед школой было… Май, зелень кругом, праздник – пасхальный день. Стою у палисадника, и на мне матросская форма – воротничок откидной, полосочки голубые…
Писатели хорошие и… так себе
– Первая книжка у Владимира Морозова вышла в столице, в издательстве «Малыш». И сразу солидным тиражом – 150 тысяч экземпляров. Невероятно по нашему времени…
– В конце 1980-х ЦК комсомола проводил в Пицунде семинар детских писателей. Там я познакомился с Сергеем Анатольевичем Ивановым, которому понравились мои первые рассказы. Он и привёл меня в «Малыш». Представил как автора редактору Евгении Рыжовой. Посмотрела она мои лесные рассказы и говорит: «Всё это очень мило. Но нам нужна совсем иная книга для детей о лесе. Не сюжетные рассказы в основе, а именно доверительный разговор о том, что такое лес…» Вернулся я в Киров, составил примерный план, послал редактору на согласование. Она посмотрела и одобрила. И вот я дальше работал, наверное, с
год. Начал с рассказа о том, что в лесу растёт, кто в лесу живёт. Сосна, ель, берёза; бор, рамень – что это такое подробно описал… И такая книга у меня вышла в 1991 году.
– Название?
– «Рассказы о русском лесе». Из 150-тысячного тиража в Киров попало только экземпляров 30. И что я на прилавках магазинов увидел – всё скупил. Потом раздарил знакомым да на встречах в библиотеках.
Когда первая книжка вышла, с издательством «Малыш» у меня уже были заключены ещё два договора – на новые издания. На конкурсе Госкомиздата моя фамилия значилась пятой среди двухсот участников. В итоге – диплом и премия. Потом последовали публикации в «Мурзилке», «Пионере», «Костре», «Колобке» – популярных детских журналах. Были и переводы – в марийском журнале «Голос пионера», башкирском журнале «Радость». Предоставил страницы и альманах «Звездочка» – календарь для октябрят. Ну а когда в Вятском литературно-художественном издательстве вышло ещё две книжки, я решил подать заявление в Союз писателей. Собрал, всё, что у меня написано и издано, взвесил рукой – килограмма два есть! Можно
вступать!
– А как возникла идея выпустить книжку по народным приметам «Посолонь»?
– Эта тема давно меня интересовала. И примерно с конца 1970-х годов я собирал материалы, делал вырезки из газет. Начал читать летописи, старые месяцесловы, которым двести лет, материалы Зеленина, к
которому пришёл через его сказки. При этом «Посолонь» я сначала планировал делать как художественное произведение. Но в процессе работы пришло понимание, что это будет именно месяцеслов. С включением в него выдержек из летописей, из того же Зеленина, допустим, о Великорецком крестном ходе, какие-то сказки, свои природоведческие зарисовки… Вот так у меня и получилась эта «Посолонь», над которой работал достаточно долго.
– Но всё же Владимир Морозов в первую очередь – детский писатель?
– Что значит детский писатель или взрослый? Нет такого разделения. Есть хорошие писатели, талантливые писатели. А есть писатели так себе, Средненькие, плохонькие… Вот и вся разница.
По заслугам – четыре медали
– Четыре премии правительства региона в области литературы и искусства – тоже весьма яркая страница биографии. Начиналось всё с герценовского альманаха?
– Всё верно, первый проект, за который я получил премию правительства – это альманах «Герценка. Вятские записки». Директором библиотеки в те годы была Мария Николаевна Новосёлова. А Герценка – это же практически мощнейший научно-исследовательский институт. И я постоянно подбивал руководство: «Вам просто необходимо иметь свое издательство». А они сомневались: «Нам не справиться». – «Хорошо, тогда давайте выпустим хотя бы альманах. Или какое-то периодическое краеведческое издание будем делать». Наконец директора я уговорил: она дала добро поработать с краеведческим отделом. Заведовала
краеведческим отделом Надежда Павловна Гурьянова.
– А сама идея альманаха в чем заключалась? Что планировали печатать?
– Я настаивал на том, чтобы публиковать из сокровищниц библиотеки какие-то вещи, которые давно не издавались. Допустим, мне очень хотелось переиздать путеводитель Зеленина по Каме и Вятке. Это отдельное художественное произведение. Или словарь Магницкого – собрание старых вятских слов…
Получилось в итоге несколько иное. Но художник Сергей Горбачёв сделал обложку и оригинал-макет. Я выполнил вёрстку, всё склеил, обрезал. И получил на руки один-единственный экземпляр первого номера.
А времена были демократические. Прямо с собакой поднялся на 5-й этаж правительства, зашёл в кабинет главы департамента культуры, и говорю Геннадию Михайловичу Балыбердину: «Вот какое издание вы можете иметь каждый год». И выкладываю ему на стол наш опытный образец. Он полистал-полистал, а потом смотрит на меня: «Неси счёт…»
– Второй проект?
– Следующий проект – «Антология вятской литературы». Идея проста: чтобы у каждого нашего писателя была своя толстая хорошая книга. Чтобы её можно было поставить вертикально, и она бы не падала… Но здесь я не закопёрщик, просто, когда выходили с этим проектом на наградной отдел, в список награждаемых были включены все, кто принимал в нём участие: и редактировал, и составлял тома.
Третий проект – «Живой голос». Писатель наговаривает своим голосом аудиокнигу. Не всё получилось, как задумывалось, но тем не менее…
И четвёртый проект – альманах «Вершки и корешки», совместная работа с библиотекой имени Грина. В нём есть рубрика «Проверено временем», где публикуются произведения профессиональных писателей, и рубрика «Давайте познакомимся», где право на публикацию получают ребята, которые только начинают писать.
– А есть задумки, которые хотелось бы осуществить, но в силу разных причин пока не удаётся это сделать?
– Надеюсь, я всё же «добью» идею, чтобы одна из библиотек была названа именем Анатолия Устюгова. Вообще, было бы неплохо, если бы каждая библиотека в городе была у нас именная, имела своё имя. И хорошо бы имя писателя…
Блиц «КП»
– Влияние кого из современников вы испытали в наибольшей степени?
– Сергей Иванов и Юрий Коваль.
– Любимый праздник.
– День Победы.
– Любимая песня.
– Их много… «Бери шинель, пошли домой…»
– Ваш девиз, которого придерживаетесь в жизни.
– Не ври! Будь честен. Будь справедлив.
– Любимый цвет рубашки?
– Хаки.
– Любимое блюдо?
– Пельмени.
– Любимое место отдыха.
– Пожалуй, деревня под Истобенском.
– Любимое спортивное занятие.
– На диване с книжкой.
– Что цените в мужчинах? Что цените в женщинах?
– Искренность. И в тех, и в других…
– Любимый цветок.
– Полевая ромашка.
– Ваше пожелание себе, стране, миру.
– Будем жить!
Последние новости
Апелляция подтвердила законность решения Кировского УФАС России
Второй арбитражный апелляционный суд отказал ООО "ИСБИС" в признании решения Арбитражного суда Кировской области незаконным (№ А28-14488/2023).
Общественная палата Кировской области начала формирование состава региональных групп общественного контроля
Одной из целей деятельности Общественной палаты является осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти,
Прокурор Кировской области Андрей Оборок провел личный прием жителей Пижанского, Нолинского и Опаринского районов
Сегодня, 5 февраля 2025 года прокурор Кировской области Андрей Оборок провел личный прием жителей Пижанского, Нолинского и Опаринского районов.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения