Об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Кировской области в защиту неопределенного круга лиц
Купить товар в магазине и быть уверенным, что это не подделка: такие возможности открывает перед российскими покупателями система Честный ЗНАК.
Купить товар в магазине и быть уверенным, что это не подделка: такие возможности открывает перед российскими покупателями система Честный ЗНАК. С помощью маркировки можно проследить весь путь продукции — от завода до прилавка.
Обязательные требования к порядку маркировки товара, ввод продукции в оборот, оборот и вывод товара из оборота регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (вместе с "Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", "Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации").
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации установлен Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». На сегодняшний день обязательной маркировке в системе «Честный знак» подлежат следующие товары:
● шубы и меховые изделия;
● табак и никотиносодержащая продукция;
● медикаменты
● обувь;
● парфюмерия;
● ювелирные украшения, кроме серебра;
● фотокамеры и фотовспышки;
● автомобильные шины;
● текстильная продукция;
● молочная продукция;
● вода;
● алкоголь;
● велосипеды;
● пищевые добавки;
● пиво и слабоалкогольные напитки;
● антисептики.
К 2024 году в планах Правительства РФ полностью перейти на маркировку: к этому времени цифровые коды будут присваиваться всем товарным категориям.
В отношении каждой категории товаров действуют установленные правила маркировки товаров, в которых установлен переходный период, а также точный срок введения обязательной маркировки средствами идентификации для данной категории товаров, порядок ввода в оборот товаров, оборота и вывода товаров из оборота.
Управление Роспотребнадзора по Кировской области систематически отслеживает данную информацию для принятия мер по недопущению оборота нелегальных товаров.
Так, с января 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в рамках проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, используя информацию, размещенную в системе «Честный знак», хозяйствующим субъектам объявлено более 340 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в части правил маркировки товаров средствами идентификации.
Через систему «Честный знак» поступают жалобы от граждан о несоответствии маркировки либо ее отсутствии; отслеживается реализация продукции с истекшим сроком годности; двойные продажи (реализация товаров по одному коду несколько раз); реализация товаров с незарегистрированными кодами идентификации; реализация товаров участниками, незарегистрированными в системе «Честный знак», что также является нарушением обязательных уставленных требований; реализация товаров без сопроводительной документации.
В результате мониторинга системы ГИС МТ «Честный знак» Управлением установлены нарушители закона, в отношении которых в настоящее время подаются иски в защиту неопределенного круга лиц с требованием о прекращении выявленных и продолжающихся нарушений.
Одним из первых Управлением подан иск к ООО «ТОРГСЕРВИС 43» («Светофор») в защиту неопределенного круга лиц.
Так, за период с 01.10.2022 по 20.01.2023 ООО «ТОРГСЕРВИС 43» осуществлено 1508 повторных продаж маркированного товара (обувь) на общую сумму 694 463,20 руб.
Согласно п.п.5, 16 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Правил «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (далее — Правила № 515), Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее — участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно — оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Правил № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 Правил № 515).
Обувные товары, согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2019г.
В соответствии с п.2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утв.постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 (далее — Правила № 860), под «кодом идентификации» понимается последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга (далее — оператор) для целей идентификации обувных товаров, в том числе в потребительской упаковке, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Правил.
При этом согласно п.43 Правил № 860, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров.
Кроме того, «маркированными обувными товарами» признаются обувные товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации обувных товаров) содержатся в информационной системе мониторинга.
На основании п.п.74-82 Правил № 860, участники оборота обувных товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных обувных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота по каждой реализованной товарной единице обувных товаров, в том числе, с применением контрольно-кассовой техники.
При возврате обувных товаров с неповрежденным средством идентификации обувных товаров обувные товары повторно не маркируются (п.п.81, 85 Правил № 860).
Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота.
Исходя из вышеуказанного, ООО «ТОРГСЕРВИС 43» реализовало товары без маркировки, предусмотренной законодательством РФ, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
С учетом рассмотрения всех обстоятельства гражданского дела, Нововятским районным судом г.Кирова исковые требования Управления удовлетворены:
— действия ответчика признаны незаконными и в связи с этим на него возложена обязанность по прекращению противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей в реализации обувной продукции в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара, и реализацию товара, немаркированного средствами идентификации; а также - обязанность по доведению решения суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.
Решение Нововятского районного суда г.Кирова вступило в законную силу 13.05.2023.
Последние новости
Состояние Александра Буйнова: слухи и реальность
Певец продолжает радовать поклонников, несмотря на сложные диагнозы.
ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт нарушил антимонопольное законодательство
Кировское УФАС зафиксировало рост цен на бензин в условиях падения биржевых цен.
Совещание по переселению граждан из аварийного жилья в Кирове
Обсуждены ключевые вопросы программы переселения и обеспечения детей-сирот жильем.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований