Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.

Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.

Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.

Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:

  1. Генетические модификации;
  2. Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
  3. Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
  4. Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  5. Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
  6. Чрезмерное употребление антибиотиков;
  7. Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.

Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.

Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.

Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.

Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.

Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.

В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.

Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.

Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.

Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.

При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).

Специальный режим питания может помочь облегчить проявления аутизма. Чтобы достичь этого, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Исключить из рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
  • Избегать употребление продуктов, содержащих консерванты и красители.
  • Придерживаться бездрожжевой диеты.
  • Сократить потребление сахара.
  • Увеличить количество пищи, содержащей клетчатку.
  • Пить много воды.
  • Предпочтение следует отдавать белковой пище перед углеводной.

Таким образом, регулярное соблюдение специального режима питания может помочь улучшить состояние пациентов с аутизмом.

Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.

Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.

Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей

Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.

В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:

  1. Нарушение речи.

    За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.

  2. Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.

    Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.

  3. Проблемы в социализации.

    Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

  4. Приступы агрессии.

    Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.

  5. Слабый интерес к игрушкам.

    Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.

  6. Стереотипное поведение и боязнь перемен.

    Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.

Детский аутизм – это неврологическое заболевание, которое может проявляться по-разному у разных людей. Некоторые могут иметь все симптомы, а другие – только отдельные особенности речи и поведения. В США и на Западе легкие формы аутизма не являются препятствием для работы, учебы и создания семьи, поэтому очень часто такие случаи там встречаются.

Наряду с поведенческими признаками существуют и физические и физиологические проявления аутизма у детей. Хотя не все они встречаются у каждого пациента, все же есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. К ним относятся острое или притупленное сенсорное восприятие, судороги, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в желудочно-кишечном тракте, а также нарушение функций поджелудочной железы.

Детская аутизмия - диагностика и симптомы

Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.

Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.

Диагностика детского аутизма в России встречает определенные затруднения из-за отсутствия установленных стандартов и ограниченности знаний медицинских работников в этой области. Обычно педиатр не распознает признаки этого расстройства у ребенка в сложных случаях, что может осложнить проведение дополнительных диагностических мероприятий. Контролировать подобные нюансы могут только высококвалифицированные специалисты, такие как невролог, психолог, психиатр, а также узкий специалист по болезням нарушения аутистического спектра и родители. Дополнительно, то, что родители не склонны обращаться за медицинской помощью когда их ребенок испытывает какие-то нетипичные симптомы, также осложняет проведение диагностики детского аутизма.

Очень сложно дифференцировать аутизм у детей от других заболеваний с похожими признаками, особенно в раннем детском возрасте. В России также существует проблема путаницы диагнозов. Эта проблема является серьезной, потому что лечение аутизма не схоже с методами, используемыми при лечении умственной отсталости или шизофрении, и неправильное лечение может навсегда доставить человеку проблем в дальнейшей жизни.

Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.

Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.

Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.

Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.

Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.

В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).

При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.

Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.

Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.

Как лечить и корректировать аутизм у детей: методы и программы

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как бороться с аутизмом у детей. Среди наиболее популярных в мире можно отметить «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие разработки из США. Во всех случаях терапия строится на обучении детей определенным сценариям поведения, а также активном общении с ними. Ключевую роль в успехе лечения играют усилия родителей.

В нашей стране специалистов, занимающихся аутистами по существующим поведенческим методикам, пока немного. Тем не менее, найти компетентного психиатра обязательно следует. Коррекционные учебно-воспитательные учреждения обычно не уделяют достаточного внимания этой категории детей, хотя работа с аутизмом должна проводиться комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. Независимо от места жительства, индивидуальная терапия всегда требует заботы со стороны родителей.

Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:

  1. Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
  2. Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
  3. Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
  4. Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
  5. За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
  6. При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  7. В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
  8. Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
  9. Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
  10. Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *